Главная страница История Структура Руководство Карта сайта Контакты Новости

Научная деятельность

Работы на договорной основе

Деятельность базовой организации государств-участников СНГ в сфере нормирования труда

Услуги НИИ труда

Электронные услуги НИИ труда. Электронная библиотека. Банк норм и нормативов по труду

Профессиональные стандарты

Трудовые книжки

Нормативная правовая база

Обращения граждан и юридических лиц

Конференция молодых ученых

Классификатор ОКРБ 014-2017 «Занятия»

Семинары

Бюллетень Министерства труда и социальной защиты

Конференция «ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАКТИКА

Новости

Интернет-ресурсы

Обеспечение комплексного подхода к совершенствованию нормирования труда в организациях

 

Автор: Л.Ф. Алексеенко, ученый секретарь Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, канд. экон. наук

 

Обеспечение комплексного подхода к совершенствованию нормирования труда в организациях

Нормирование труда в рыночных условиях следует рассматривать в качестве одного из условий технико-экономической, организационной и социальной обоснованности принимаемых решений в области управления производством, поскольку нормы труда позволяют учесть всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на снижение затрат на производство продукции (работ, услуг) и повышение эффективности хозяйствования. Особенно актуальным является обеспечение нормативными материалами для нормирования труда (нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, нормы обслуживания и т.д.) на трудовые процессы, при выполнении которых применяется новая техника и технологии, осваивается производство инновационной продукции.

Кроме того, нормирование труда является инструментом эффективного использования трудового потенциала организаций, обеспечивающим рост производительности труда и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Оно позволяет, с одной стороны, минимизировать издержки производства, с другой – устанавливать обоснованный уровень оплаты труда работников и обеспечивать  их социальную защиту от чрезмерной напряженности труда.

Вышеотмеченное определяет  значение нормирования труда для повышении эффективности хозяйствования организаций различных видов деятельности. И центральное  место в организации и координации работы по усилению роли нормирования труда в организациях принадлежит отраслевым (региональным) органам государственного управления.

В связи с этим, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 № 1651 республиканским органам государственного управления, государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому (далее – органы госуправления) было поручено  принять меры по качественному улучшению нормирования труда в подчиненных им организациях, направленные на обеспечение опережающего роста производительности труда над ростом заработной платы, разработать и утвердить отраслевые (региональные) программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных документов (материалов) для нормирования труда (далее – отраслевые (региональные) Программы) и установить контроль за их выполнением, а также обеспечить включение вопросов нормирования труда в коллективные договоры (соглашения).

Реализация отраслевых (региональных) Программ на 1999–2003, 2004–2007,  2008–2012 годы внесла значительный вклад в обеспечение соответствия нормативной базы по нормированию труда современным условиям инновационного развития экономики. Благодаря внедрению результатов реализации данных Программ в Республике Беларусь проводится систематическая работа по пересмотру действующих и разработке норм и нормативов для нормирования труда на новые виды работ. Это позволило обеспечить повышение степени охвата нормированием труда работников и улучшение качества нормативных материалов для нормирования труда. В результате реализации Программ 2008–2012 годов было разработано и усовершенствовано 357 нормативных сборников и методических материалов, по итогам внедрения которых было достигнуто существенное снижение трудоемкости продукции, выполняемых работ. Данная работа продолжается и в рамках реализации 22 отраслевых (региональных) Программ на 2013-2017 годы, мероприятиями которых предусмотрено разработать и усовершенствовать  более 300 нормативных сборников норм и нормативов для нормирования труда.

Положительным аспектом в нормировании труда следует отметить, что многие отраслевые и региональные органы государственного управления разрабатывают нормативные сборники сверх предусмотренных отраслевыми (региональными) Программами. Это свидетельствует о важной роли нормирования труда в поиске резервов повышения эффективности работы организаций в условиях конкуренции на внешних и внутренних рынках.

В качестве основных мероприятий в период модернизации и реструктуризации организаций  Программы предусматривают:

разработку нормативных материалов для нормирования труда на новые виды работ, оборудование, технологии;

совершенствование действующих нормативных материалов для нормирования труда, приведение их в соответствие с изменившимся организационно-техническими условиям выполнения работ;

организационно-методические мероприятия (разработка отраслевых методических рекомендаций, инструкций и положений по вопросам нормирования труда, создание и развитие отраслевых нормативно-исследовательских структурных подразделений, повышение квалификации работников по нормированию труда (целевое обучение, семинары и др.), создание отраслевых банков норм и нормативов, замена и пересмотр местных норм времени на работы, трудоемкость которых изменялась в результате улучшения организации производства и труда и др.).

Основными источниками финансирования реализации мероприятий Программ являются:

собственные средства организаций, подчиненных органу государственного управления;

средства республиканского бюджета;

средства инновационного фонда;

комбинация нескольких вышеуказанных источников.

В целях обеспечения контроля за реализацией мероприятий отраслевых (региональных) Программ Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь проводится мониторинг и оценка их выполнения.

Выполнение мероприятий Программ направлено на:

актуализацию применяемых в организациях норм и нормативов по труду, определение затрат труда на новые виды работ с учетом внедрения передовых технологических процессов и современного оборудования, недопущение применения устаревших норм труда, несоответствующих организационно-техническим условиям выполнения работ;

улучшение качества нормирования труда, расширение охвата нормированием труда всех категорий работников в соответствии со статьей 87 Трудового кодекса Республики Беларусь, предусматривающей   обязательное  установление нанимателем норм труда для работников, обеспечение их замены и пересмотра с участием профсоюза;

 снижение трудоемкости производства продукции (работ, услуг), рациональное использование рабочего времени, обеспечение конкурентоспособности организаций на отечественных и зарубежных рынках, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Вместе с тем, в ходе реализации Программ отмечается следующее:

ввиду ограниченности  финансовых средств на разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов для нормирования труда в Программы включаются только наиболее актуальные из них. В связи с этим по-прежнему остается значительным удельный вес нормативных сборников со сроком действия свыше 5 лет;

отмечается недостаточное количество нормативно-исследовательских организаций и специалистов по нормированию труда, которые обеспечивают разработку и совершенствование нормативных материалов для нормирования труда;

специалистами отдельных организаций не всегда правильно рассчитываются показатели, характеризующие состояние нормирования труда.

При этом следует отметить, что разработка новых и совершенствование действующих нормативных материалов для нормирования труда, это только одна из составляющих организации и нормирования труда. Учитывая, что современная модель нормирования труда в социально-ориентированной рыночной экономике должна быть  направлена на выполнение и перевыполнение плановых заданий по производству продукции (оказанию услуг) заданного качества,  экономное использование  рабочего времени и, в конечном итоге, повышение производительности труда, сокращение трудоемкости на производство продукции (оказание услуг), эффективное использование живого труда при одновременном повышении результатов трудовой деятельности, то нормирование труда должно охватывать весь комплекс работ в рамках производственно-хозяйственной деятельности  организации.

         Результаты анализа состояния нормирования труда в организациях, а также результатов реализации отраслевых (региональных) Программ за 2015-2017 годы, показали необходимость формирования в организациях   комплексного подхода к организации нормирования труда, разработке локальных нормативных правовых актов, системно отражающих направления работы по организации действенной системы нормирования труда. В связи с этим реализацию органами государственного управления мероприятий отраслевых (региональных) Программ целесообразно было бы направить на совершенствование всей системы нормирования труда, усиление его роли в повышении эффективности хозяйствования организаций. Усилия следует  направить на выработку стратегии создания (развития) целостной системы нормирования труда в организациях.

         В связи с вышеизложенным в целях усиления работы по повышению эффективности нормирования труда в организациях следует формировать  систему нормирования труда, отражая все ее элементы в локальных нормативных правовых актах организаций (Положение  по нормированию труда,  отдельный раздел в Положении об оплате труда, посвященный вопросам нормирования труда,  раздел в коллективном договоре).  Приданию системности и комплексности работы по организации нормирования труда  способствовали бы нормативные и методические документы, разрабатываемые отраслевыми (региональными) органами государственного управления в качестве методической помощи для подведомственных (входящих в состав) организаций.

            Система нормирования труда – это комплекс мер по организации и управлению процессом нормирования труда в организации. Она разрабатывается с учетом  вида экономической деятельности, масштаба и типа производства, текущих и перспективных задач управления организацией, целей ее хозяйственной деятельности, состояния нормирования, а также наличия нормативно-методического, информационного и кадрового обеспечения подразделений по вопросам нормирования труда.

         Создание в каждой организации комплексной  системы нормирования труда предполагает реализацию следующих мероприятий:

            совершенствование организации производства и труда с целью минимизации трудовых за­трат

          планирование численности работников по рабочим местам и подразделениям организации, исходя из плановых показателей производственной программы, обеспечение их рациональной занятости;

          установление оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в структурных подразделениях организаций;

            анализ эффективности использования трудового потенциала работников, проведение кадровой диагностики с целью определения потенциально избыточной (недостаточной) численности работников;

            выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;

            разработку нормативных материалов для нормирования труда

            разработку норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормиро­ванием труда оборудование, технологии, работы и услуги;

            разработку укрупнённых и комплексных норм затрат труда на планируемый объем работ, ус­луг;

            повышение качества разрабатываемых нормативных материалов,  уровня их обоснованности и прогрессивности, использование  норм труда в качестве инструмента, обеспечивающего социальную защищенность работников от чрезмерной интенсивности труда;

          анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги, снижение их трудоёмкости;

снижение трудоемкости нормативно-исследовательской работы и работы по оперативному нормированию труда за счет широкого применения современных методов, автоматизированных систем и ЭВМ для изучения трудовых процессов и расчета норм труда, внедрения микроэлементного нормирования;

            организацию систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду;

         обеспечение контроля за правильным применением норм труда, соблюдением сроков их пересмотра и замены по результатам оценки  уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

         своевременное обеспечение информацией о нормах труда заинтересованных служб подготовки производства,  управления технологическими процессами и др.;

         внедрение системы стимулирования за разработку и применение прогрессивных научно-обоснованных норм труда

            совершенствование форм и систем  оплаты труда и премирования работников, установление и регулирование размеров их постоянной и переменной частей заработной платы;

            разработку систем  материального и морального стимулирования работников за работу по новым нормам труда, дифференциацию напряженности норм труда для различных категорий работников (ученики, беременные женщины, работники с  инвалидностью и т.д.);

            применение разнообразных систем материального и морального стимулирования работников, участвующих в разработке и внедрении научно- обоснованных и прогрессивных норм труда;

            осуществление организационной работы по улучшению нормирования труда

               формирование организационных структур и обеспечение их квалифицированными специалистами по нормированию труда;

            разработку системы показателей, обеспечивающих управление нормированием труда, а также формирование соответствующей документации (отчетной, статистической и прочей), необходимой при решении задач нормирования по организации в целом и его подразделениям;

            создание банка данных по нормам и нормативам по труду, определение порядка его функционирования и поддержания в актуальном состоянии;        

установление обязанностей для работников аппарата управления по организации труда на рабочих местах, обеспечению контроля за выполнением установленных норм труда.

Завершающим элементом построения комплексной системы нормирования труда является – систематический расчет эффективности системы нормирования труда, отражение ее влияния на результаты работы организаций и разработка плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию нормирования труда в организации.

         Такая комплексная  система нормирования труда, отраженная в локальном нормативном правовом акте, повысит ответственность руководителей и специалистов за  состояние нормирования труда и  будет способствовать усилению его роли в повышении эффективности работы организации в целом, а также ее структурных подразделений и каждого работника. Только посредством нормирования труда и его стимулирования обеспечивается реализация основных задач организаций и достижение поставленных целей.

В локальном нормативном правовом акте также  указывается, на какие структурные подразделения возлагается функция нормирования труда, его функциональное подчинение, порядок его взаимодействия с другими структурными подразделениями, порядок участия работников в разработке и внедрении новых норм труда, условия и источники их стимулирования, условия оплаты труда работников, работающим по напряженным нормам, впервые введенным и т.д.  Следует также указать порядок стимулирования работников за экономию трудовых затрат, снижение трудоемкости в результате применения научно-обоснованных норм труда.

В целях формирования эффективной системы нормирования труда целесообразным является создание системы премирования работников структурного подразделения, в ведении которого находятся вопросы организации и нормирования труда (специалистов по организации и нормированию труда, других категорий работников). В качестве показателей премирования использовать следующие: рост производительности труда, расширение охвата нормированием труда работников всех категорий, увеличение доли нормативных материалов для нормирования труда со сроком их использования до 5 лет в общей совокупности применяемых нормативных материалов и т.д. Основным условием премирования целесообразно предусмотреть – наличие снижения трудоемкости производимой продукции (работ, услуг) по организации в целом, то есть премия выплачивается только при соблюдении вышеуказанного условия.

Для оценки  состояния нормирования труда в организациях, наряду с применением традиционных показателей (уровень выполнения норм труда;  охват работников нормированием труда; соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы и т.д.), по усмотрению нанимателя для целей анализа состояния нормирования труда в организации состав показателей можно расширить за счет использования следующих показателей: экономия фонда заработной платы в результате применения научно-обоснованных норм труда; условное высвобождение численности работников; коэффициент использования  рабочего времени; стоимость произведенной продукции, оказанных услуг в расчете на 1 отработанный час; стоимость добавленной стоимости в расчете на 1 отработанный час; эффективность (рентабельность) затрат  нанимателя на рабочую силу (отношение прибыли к затратам на рабочую силу, в том числе трудовых затрат). Данные показатели будут отражать влияние нормирования труда на эффективность работы организации.

В целях обеспечения организаций специалистами по нормированию труда необходимо организовать на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам  разработки, замены и пересмотра  норм труда, формирования комплексной системы нормирования труда имеющихся работников. При обеспечении организации специалистами по нормированию труда можно воспользоваться  межотраслевыми нормативами численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.09.2007 № 117. Кроме того, целесообразно учитывать опыт зарубежных стран по определению необходимой численности специалистов по нормированию труда.

Зарубежная практика (национальная практика также использует такой подход) свидетельствуют, что по мере увеличения размеров предприятий число специалистов по нормированию труда в расчете на каждые 100 работников уменьшается, при одновременном увеличении числа работников на одного специалиста по нормированию труда, т.е. увеличение нагрузки  на специалистов по нормированию. Это можно проследить на примере следующих соотношений размеров предприятия (фирмы) и численности специалистов по нормированию труда. Так, например, при численности предприятия 200 чел. необходимы 3 штатные единицы специалистов по нормированию труда, при численности 500 чел. – 5 штатных единиц специалистов по нормированию труда, при численности работников предприятия 1000 чел.– 8 штатных единиц специалистов по нормированию труда, а при численности 10 000 чел. – 40 штатных единиц специалистов по нормированию труда. К тому же, численность специалистов по нормированию труда зависит от состояния нормирования труда на предприятии. Норматив численности будет больше там, где будет больше функций специалистов по нормированию труда, связанных с постоянной разработкой норм труда на новые трудовые и технологические процессы, нежели, там, где используется микроэлементное нормирование труда работников, в основе которого лежат готовые нормы и нормативы на отдельные элементы трудовых процессов.

С целью оказания помощи организациям, которые примут решение самостоятельно разрабатывать нормы и нормативы по труду, НИИ труда Минтруда и соцзащиты на договорной основе может оказывать научно-методическое сопровождение разработки необходимых норм и нормативов для нормирования труда, проводить их экспертизу.

Кроме того, в условиях  недостаточности финансовых средств на разработку норм и нормативов по труду (это достаточно трудоемкая и дорогостоящая процедура), необходимо шире использовать межотраслевые и отраслевые нормативные материалы для нормирования труда, приводя их к организационно-техническим условиям выполнения работ в организации. С этой целью следует определять различия в организационно-технических условиях, на которые нормы и нормативы отражены в межотраслевых и отраслевых нормативных материалах для нормирования труда, с конкретными условиями  выполнения работ в организации. Определив различия в условиях выполнения работ, обосновываются и рассчитываются поправочные (повышающие  или понижающие) коэффициенты к межотраслевым, отраслевым нормам и нормативам. Такой подход будет способствовать сокращению затрат на разработку норм.

В целях обеспечения подведомственных организаций нормативными материалами для нормирования труда, отслеживания их актуальности, планирования работ по их замене и совершенствованию, органам государственного управления целесообразно создавать отраслевые банки норм и нормативов (межотраслевых, отраслевых, местных) для нормирования труда.

 Снижению затрат на разработку норм труда будет способствовать более широкое использование имеющихся нормативных материалов для нормирования труда в Республиканском банке норм и нормативов по труду, созданном в НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Результаты анализа состояния нормирования труда в организациях показали, что в большей степени нормированием труда охвачены рабочие, и в меньшей – служащие. В связи с этим необходимо усиление работы по оценке сложности и нормированию труда служащих, в том числе управленческого труда, разработке методических материалов по установлению норм и нормативов для нормирования труда служащих. В рамках реализации мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 № 1075 «О внесении изменений и дополнений в постановление  Совета Министров Республики от 30.01.2016 № 73», предусмотрена разработка в 2017 году методики по установлению норм и нормативов для нормирования труда служащих в качестве методической помощи руководителям и специалистам при проведении такой работы.

Улучшению организации работы по нормированию труда будет способствовать:

контроль со стороны органов государственного управления  за состоянием нормирования труда в подведомственных (входящих в состав) организациях, выявление причин значительного перевыполнения уровня действующих норм и нормативов или их невыполнения, принятие мер по расширению сферы нормирования труда, последовательно увеличивая долю работников,  труд которых нормируется,  проведение постоянной работы по усовершенствованию действующих и, при необходимости, разработке новых нормативных материалов для нормирования труда в организациях;

разработка методических материалов по порядку планирования и учета показателей нормирования труда, в том числе по расчету показателей нормативной, плановой и фактической трудоемкости с учетом специфических особенностей осуществляемых видов деятельности.    Трудоемкость – это экономический показатель, характеризующий количество рабочего времени, затрачиваемого на производство определенного объема продукции, товаров (работ, услуг), в течение определенного периода времени. Трудоемкость выражается в норма-часах (человеко-часах).

Под нормативной трудоемкостью понимается трудоемкость, определенная на основе использования межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов для нормирования труда (нормы выработки, нормы времени, нормативы численности, нормы обслуживания и т.д.). Она используется для определения общей величины трудовых зат­рат, необходимых как для изготовления отдельных изделий, так и для выполнения всей производственной программы.

Плановая трудоемкость, как правило, меньше нормативной на величину сни­жения трудозатрат, планируемых в текущем периоде за счет реали­зации организационно-технических мероприятий (в целях дости­жения проектной трудоемкости при максимально возможном ос­воении новой техники и технологии или повышения эффективности производства).    Фактическая трудоемкость представляет собой действительные (сложившиеся) затраты рабочего времени на единицу продукции за определенный период времени.

Важным показателем, характеризующим состояние нормирования труда является показатель использования работниками рабочего времени.  Наличие потерь рабочего времени является признаком недозагруженности работников в течение регламентированного рабочего времени и, как следствие,  наличия избыточной численности работников.

Показатели нормативной трудоемкости и использования рабочего времени лежат в основе кадровой диагностики организации с целью выявления потенциально избыточной или недостаточной численности работников. От состояния нормирования труда в организации зависит качество проведения кадровой диагностики, обоснованность ее результатов.

В заключение, подчеркивая роль нормирования труда в производственной деятельности организаций, следует отметить, что полная и объективная информация о состоянии нормирования труда является важным инструментом для руководителей организаций и вышестоящих органов государственного управления, позволяющим оценить уровень организации труда работников,  обеспечивающий повышение производительности труда и эффективности расходов нанимателя на  оплату труда.

 

Главная страница История Структура Руководство Карта сайта Контакты