НИИ труда Минтруда и соцзащиты издает ежемесячный журнал «Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», который освещает все вопросы профессиональной деятельности:

  • оплата труда;
  • тарификация труда;
  • нормирование труда;
  • социальное партнерство;
  • гарантии, льготы и компенсации;
  • вопросы занятости;
  • пенсионное обеспечение.


Удобная форма подачи информации:

  • Подборки свежих нормативных документов: все новое вы узнаете первыми;
  • Комментарии специалистов Минтруда и соцзащиты: о самом важном из первых уст;
  • Аналитические публикации: системный анализ профессиональных вопросов;
  • Краткие обзоры нормативных правовых актов: все, что пригодится в работе;
  • Ответы на вопросы: простые и верные решения актуальных проблем.


Подписаться на журнал можно:

  • в любом отделении РУП "Белпочта", подписной индекс 74819, 748192;
  • в каталоге РУП  "Союзпечать", подписной индекс 748192;
  • в редакции журнала "Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь".

 
На 60 страницах. 

 

Подписка на второе полугодие 2021 г.

 

1 мес. (в т.ч. НДС) 

3 мес. (в т.ч. НДС)

6 мес. (в т.ч. НДС)

Для индивидуальных подписчиков

20,39

61,17

122,34

Для предприятий и организаций

20,54 (3,42)

61,62 (10,26)

123,24 (20,52)

Подписка в редакции

     

 

Тел. для справок (017) 203 14 42.


 

Анонс «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 9 (сентябрь) за 2021 г.

В ближайшее время подписчики «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» получат свежий выпуск издания (№ 9, сентябрь). Как и всегда, на его страницах — анализ наиболее актуальных вопросов социально-трудовых отношений, авторские статьи, в которых рассматриваются особенности применения норм законодательства о труде, и сами законодательные нормы — те, что были приняты в истекшем месяце, а также необходимые при этом комментарии квалифицированных специалистов.

О тематической направленности опубликованных в сентябрьском номере «Бюллетеня» информационных материалов говорят рубрики, под которыми они размещены:

· «Трудовые отношения»;

· «Государственное социальное страхование»;

· «Рабочее время»;

· «Налогообложение» и др.


ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 Одними из ключевых материалов номера являются постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1» и комментарий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Введена в действие новая редакция Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД)».

 Предложенный комментарий поможет разобраться в том, какие именно нормы Общих положений ЕКСД претерпели изменения и как их следует применять на практике (в комментарии рассматриваются примеры, иллюстрирующие порядок применения изменившихся норм).

 Эксперты Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (НИИ труда) предлагают вниманию специалистов результаты проведенного НИИ труда социологического исследования, целью которого стала оценка масштабов применения дистанционной работы организациями различных форм собственности, размеров и видов экономической деятельности. С результатами исследования можно познакомиться в статье «Дистанционная работа: практика и проблемные аспекты применения в организациях Республики Беларусь».

 Авторская статья «Новое основание увольнения: отсутствие работника в связи с административным арестом» посвящена анализу изменений, произошедших в статье 42 Трудового кодекса Республики Беларусь с 30 июня нынешнего года, и разбору последовательности действий нанимателя, которые необходимы для того, чтобы соблюсти все требования законодательства при реализации соответствующего управленческого решения.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 Традиционная и востребованная рубрика в этот раз содержит авторскую статью «Уход за больным ребенком: назначаем работнику пособие по временной нетрудоспособности» и блок ответов на вопросы (анализ практических ситуаций), подготовленный экспертом в области социального страхования.

 

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

 С приходом октября начинается и последний в этом году квартал, что одновременно означает для многих начало нового учетного периода. Для всех, кто работает в режиме пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье или шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье предлагается «Производственный календарь на IV квартал 2021 г.». В нем представлены расчетные нормы рабочего времени при полной (40 часов в неделю) и сокращенной продолжительности рабочего времени (38,5 часа (для пятидневной рабочей недели), 35 часов, 33 часа и 30 часов в неделю) при пятидневной и шестидневной рабочей неделе.

 Одновременно автор дает рекомендации по широкому спектру вопросов, связанных с учетом рабочего времени.

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 Под рубрикой «Налогообложение» вниманию руководителей и специалистов бухгалтерских и экономических служб предлагаются два комментария представителей налоговой службы. Первый посвящен вопросам исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, второй — вопросам включения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на оплату труда работников организации, работающих дистанционно.

 И конечно, в свежем номере «Бюллетеня», как и всегда, представлены подробный краткий обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, а также «Лента новостей», вобравшая в себя самые интересные и полезные новости из сферы трудовых и связанных с ними отношений.

 

Краткое содержание журнала. № 4, 2021 г.

Оплата труда

  • Разъяснения об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.
  • Г.А. Галай. Минимальная заработная плата: некоторые особенности применения минимального социального стандарта в области оплаты труда

В соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со статьями 62, 67, 69 и 70 Трудового кодекса и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.

Вместе с тем, в качестве низшей границы оплаты труда работников наниматель обязан применять такой государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда как минимальная заработная плата (месячная и часовая; далее – МЗП). Данное требование установлено в статье 59 Трудового кодекса. Настоящая статья поможет разобраться в некоторых особенностях применения МЗП с учетом норм действующего законодательства о труде.

  • Инструкция о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников государственных архивных учреждений и территориальных (городских и районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 апреля 2021 г. № 64 «О порядке расчета планового фонда оплаты труда»; извлечение)
  • Инструкция о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы культуры (утверждена постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы культуры»; извлечение)

Трудовые отношения

  • Р.И. Филипчик. Материальная ответственность работников: отличительные признаки, условия привлечения и порядок взыскания ущерба

В 2020 г. судами Республики Беларусь было рассмотрено всего 207 290 гражданских дел (с вынесением решения – 176 766 дел). При этом по трудовым спорам с вынесением решения было рассмотрено 5 644 дела, из которых о возмещении материального ущерба, причиненного работниками при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, – 1 994 дела. Важно подчеркнуть: иски по делам о возмещении ущерба в большинстве своем удовлетворяются. Так, в прошлом году были удовлетворены иски по 1 858 делам (отказано в удовлетворении лишь по 136 делам). К взысканию в возмещение ущерба с работников нанимателями была предъявлена сумма равная 13 802 763 руб. С учетом степени вины работников в каждом из рассматривавшихся дел, а также конкретных обстоятельств и материального положения работников суд, руководствуясь положениями статьи 409 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс), в ряде случаев принимал решение об уменьшении размера ущерба. Таким образом, общая сумма, присужденная в пользу нанимателей, за 2020 г. составила 7 232 450 руб.

Как видно, практика применения правовых норм о материальной ответственности и судебная практика рассмотрения дел по данным вопросам являются довольно распространенными. Совершенно очевидно, есть смысл вновь обратиться к тематике материальной ответственности – с учетом всех произошедших в последнее время изменений в законодательстве и изучением примеров того, как подобные дела рассматриваются в суде.

  • В.И. Степаненко. Аттестация работника: объективно оцениваем работу, анализируем квалификацию, повышаем качество труда

Предлагаемый материал изложен с учетом нормативных правовых актов, определяющих порядок, цели и задачи проведения аттестации руководителей и специалистов, а также аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий.

Статья рекомендована руководителям организаций и ее структурных подразделений, специалистам кадровых служб, предпринимателям и всем, кого интересует данная тема.

  • Л.В. Булаш. «Обходной лист» в организации: понятие и назначение

При прекращении трудовых отношений в некоторых организациях работники могут столкнуться с требованием о заполнении так называемого «обходного листа», оформление которого является одним из условий увольнения. Однако в трудовом законодательстве мы не найдем такого понятия, как «обходной лист», и тем более в законодательстве никак не закреплена практика работы с таким документом (есть, правда, упоминания о нем в некоторых ведомственных перечнях документов с указанием сроков хранения). Невозможно его найти и в перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (утвержден постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 (с изменениями и дополнениями; далее – Перечень типовых документов)).

И все же. Давайте разберемся, что это такое «обходной лист» и в каких случаях его целесообразно использовать в организациях.

Экспресс-­обзор законодательства

  • Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

 


 

Краткое содержание журнала. № 3, 2021 г.

Актуально

  • Изменения в Трудовой кодекс, рост зарплат, партнерство с нанимателем... В Министерстве труда и социальной защиты рассказали о планах на год

В новой пятилетке и, в частности, в этом году Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь продолжит работать над совершенствованием условий труда и качества социального обслуживания, ростом доходов населения. О конкретных мерах перед заседанием итоговой коллегии ведомства рассказала Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич. Она, в частности, подчеркнула, что 2020 г. для системы труда и социальной защиты стал непростым, и, в то же время, отметила самоотверженность работников, которые в условиях сложной эпидемиологической ситуации напряженно трудились, в том числе оберегали в режиме полной изоляции вахтовым методом пожилых граждан и инвалидов от коронавирусной инфекции в стационарных учреждениях. В таком режиме половина домов­-интернатов продолжает работать и сегодня.

  • Вопросы содействия занятости (итоги онлайн­-конференции)

За последние пять лет в службу занятости страны за содействием в трудоустройстве обратилось около 1 миллиона граждан. Почти 75 % из них впоследствии были трудоустроены.

Как служба занятости помогает найти работу? Кто может обратиться за помощью? Возможно ли обучение или переобучение для ищущих работу?.. На эти и другие вопросы в ходе онлайн­-конференции, организованной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Информационным агентством «БЕЛТА», ответил начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег ТОКУН.

Оплата труда

  • О разъяснении законодательства. – Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 марта 2021 г. № 1­-1­-21/196-­ЮР

Тарификация и нормирование

  • Разъяснения к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 октября 2020 г. № 83 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33»
  • Об утверждении Рекомендаций по межотраслевым нормативам численности работников, занятых организацией труда и заработной платой в коммерческих организациях. – Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 марта 2021 г. № 19

Государственное социальное страхование

  • Об утверждении Инструкции о порядке обмена электронными документами. – Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 2
  • Проверяемые вопросы и типичные ошибки: ФСЗН рассказал о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020 г. (окончание)

В заключительной части статьи представлены данные о выявленных (при проведении контрольных мероприятий) Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и его территориальными органами (далее – органы Фонда) нарушениях при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающего ребенка-­инвалида до 18 лет, ошибках в части обоснованности и правильности использования средств на санаторно-­курортное лечение и оздоровление, а также нарушениях при выплате пособия (материальной помощи) на погребение (окончание табл. 2). В таблице 3 обобщены данные о типичных ошибках, которые выявляются при проверке правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т.ч. для целей профессионального пенсионного страхования, а в таблице 4 – о нарушениях в части правильности заполнения и своевременности представления отчетности.

  • Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)
  • О взыскании дебиторской задолженности. – Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • «Вниманию плательщиков и застрахованных лиц: внесены изменения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования. – Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Рабочее время

  • Ю.Л. Педченец. О рабочем времени во II квартале 2021 года

Гигиенические нормативы

  • В.В. Мильяненко. Гигиенические нормативы: нормы, помогающие сохранить здоровье работников

Тема этой статьи, а вернее информационного обзора, имеет важное значение для всех нас. Ведь условия, в которых мы работаем, самым непосредственным образом отражаются и на нашем здоровье, и на качестве жизни в целом. Но есть люди, для которых знание гигиенических нормативов важно вдвойне. Это – наниматели, то есть руководители организаций, и с ними должностные лица, ответственные за то, чтобы гигиенические нормативы, наряду с иными требованиями законодательства, соблюдались на рабочих местах. Именно их вниманию, в первую очередь, адресована эта статья.

Важно знать: с 6 июня 2021 г. вступит в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов». Оно содержит (и вводит в действие) 31 гигиенический норматив. Установленные в них допустимые, максимальные или минимальные количественные значения и показатели охватывают очень широкий спектр факторов, и далеко не все они касаются напрямую трудовой деятельности (некоторые, к примеру, имеют значение для мест массового отдыха и пр.). Поэтому здесь отобраны, систематизированы и кратко представлены только основные гигиенические нормативы, соблюдение которых требуется в рамках трудовых отношений

Экспресс-­обзор законодательства

  • Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

 


 

Краткое содержание журнала. № 2, 2021 г.

Оплата труда

  • О порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций. – Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. № 4 (извлечение)
  • Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Административная ответственность

  • Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) дает разъяснения относительно изменений в части ответственности за нарушения порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование (в связи с вступлением в силу с 1 марта 2021 г. нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
  • В.В. Мильяненко. «Административка» в сфере трудовых отношений: как изменяются нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с 1 марта 2021 г.

Правовое регулирование сферы трудовых отношений обеспечивают Трудовой кодекс Республики Беларусь, постановления Правительства, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и других органов госуправления, в компетенцию которых входят рассматриваемые нами вопросы. Вместе с тем, за практическую реализацию действующих законодательных положений (гарантий и т.д.) отвечают также нормы административного права, устанавливающие меры административной ответственности для случаев, когда требования законодательства не исполняются. И здесь уже главная роль принадлежит Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Совсем скоро вступает в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: он вводится в действие с 1 марта 2021 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93­З. Существенно переработанный кодекс содержит в себе новые нормы и в целом подходы к правовому регулированию сферы административной ответственности. В значительной мере это справедливо и в отношении ответственности за административные правонарушения, допускаемые нанимателями и работниками. Выделим и систематизируем основные новации кодекса.

Государственное социальное страхование

  • Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)
  • Проверяемые вопросы и типичные ошибки: ФСЗН рассказал о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020 г.

В соответствии с пунктами 8 и 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», и пунктом 18 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) и его территориальными органами (далее – органы Фонда) осуществляется контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Экспресс­-обзор законодательства

  • Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

 


 

Краткое содержание журнала. № 1, 2021 г.

Актуально

  • В.В. Мильяненко. «В центре внимания – человек, уровень и качество его жизни». В Беларуси обсуждается проект Программы социально­-экономического развития на 2021–2025 годы

19 января на площадке Министерства экономики Республики Беларусь состоялась пресс­-презентация Основных положений проекта Программы социально­-экономического развития на 2021–2025 годы. Проще говоря, руководители ряда министерств (среди них – и Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич) встретились с представителями республиканских и региональных СМИ, чтобы прокомментировать основные идеи, контуры Программы – в пределах компетенций.

  • Минимальная зарплата, пенсионные возраст и стаж, условия для многодетных… Краткий обзор изменений в социальной сфере с 1 января 2021 г.

С 1 января 2021 г. в Беларуси вступили в силу некоторые изменения в законодательстве, регулирующем отношения в социальной сфере. Можно говорить о том, что в большей или меньшей мере они затронут практически каждого белоруса. Что это за изменения и какие категории граждан почувствуют их в первую очередь?

Стоп, Covid­-19

  • Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О дополнениях, внесенных в пункт 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»

Налогообложение

  • Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (в части исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц)

Трудовые отношения

  • Л.Ф. Алексеенко. Профессиональный стандарт в новой модели Национальной системы квалификаций (окончание)

В заключительной части своей статьи автор предлагает заинтересованным специалистам познакомиться с некоторыми вопросами практического применения профессиональных стандартов в организациях, этапами их внедрения, а также особенностями ведения мониторинга результатов, которые достигаются такими шагами.

  • Л.В. Булаш. Работы сезонные – подходы единые: особенности оформления и регулирования трудовых отношений с сезонными работниками

В большинстве случаев, то есть в самой обычной практике трудовых отношений, с работниками, принимаемыми на работу, заключается контракт или трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор). Впрочем, иногда работник требуется для выполнения работы в течение довольно короткого и вполне определенного промежутка времени – сезона. Для этих случаев в Трудовом кодексе Республики Беларусь предусмотрены специальные нормы, которые обобщены в главу 24 «Особенности регулирования труда сезонных работников».

Можно ли говорить о том, что такие работники – редкость? Вряд ли. Ведь практически каждое время года диктует свой перечень работ, потребность в которых потом отпадает. Скажем сейчас, зимой, в качестве сезонных могут выступать работы на лыжных трассах, предоставление напрокат тюбингов или заготовка новогодних елок. По весне окажутся востребованными, в числе прочих сезонных работ, заготовка березового сока или закрепление откосов каналов и дамб посевом трав. Когда совсем потеплеет, придет время для лесозащитных и противопожарных работ в лесу, а также заготовки и сбора дикорастущих плодов и ягод. Следом за этим рабочие руки понадобятся на предприятиях консервной, овощесушительной и иных отраслей промышленности. Полный перечень подобных работ можно найти в постановлении Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56 (с изменениями и дополнениями). Но и без него понятно, что на протяжении года, в разное его время, многие предприятия сталкиваются с необходимостью найма сезонных работников.

Давайте разберемся, какие же нормы на этот счет имеются в отечественном законодательстве, и какие требования они предъявляют к нанимателю?

  • Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Государственное социальное страхование

  • Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Профессиональное пенсионное страхование

  • Типичные ошибки, которые допускают страхователи при подаче документов персонифицированного учета по форме ПУ­6

Экспресс­-обзор законодательства

  • Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь