2021 год
Краткое содержание журнала. № 12, 2021 г.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Рубрику и весь номер, вслед за «Лентой новостей» открывает Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об использовании се-мейного капитала с 1 января 2022 г.». В нем разъяснены вопросы применения норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. № 720 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Документом расширены направления досрочного использования средств семейного капитала и упорядочены вопросы их досрочного использования на улучшение жилищных условий.

3 декабря в нашей стране объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь. Информация, озвученная накануне этого дня на пресс-конференции «Интеграция людей с ограниченными возможностями в полноценную жизнь общества», положена в основу статьи «СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ. Как осуществляется социальная интеграция инвалидов» и позволяет понять, как на государственном уровне организована работа по поддержке людей с инвалидностью.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

«О рабочем времени в I квартале 2022 года» — информационный материал для тех организаций, которые работают в режиме пятидневной (шестидневной) рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье (воскресенье). Помимо расчетной нормы рабочего времени при полной (40-часовая продолжительность рабочего времени в неделю) и сокращенной продолжительности рабочего времени (35-часовая, 33-часовая, 30-часовая 38,5-часовая продолжительность рабочего времени в неделю), автор статьи дает рекомендации и комментарии в части применения на практике некоторых норм законодательства о рабочем времени.

«Рабочее время: нормирование, предоставление гарантий, установление режимов» — статья, в которой автор приводит основные нормы трудового законодательства, регулирующие вопросы использования рабочего времени. Соблюдение многих из этих правовых норм является не правом – обязанностью и нанимателя, и работников.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

«Практика применения нововведений в Трудовой кодекс Республики Беларусь по вопросам заключения и продления контрактов». Статья содержит авторский анализ и выводы, касающиеся социологических опросов по изучению продолжительности заключаемых с работниками контрактов в организациях (подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь).

Опросы были проведены Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь до введения новых норм в Трудовой кодекс и через полтора года после их введения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «4 декабря 2021 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 694 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Одним из вопросов, заслуживающих внимания специалистов в связи с принятием постановления № 694, является внесение изменений в Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569.

Традиционная и востребованная рубрика содержит также блок ответов на вопросы («Точный ответ») по обозначенной тематике, которые дает ведущий рубрики.

Краткое содержание журнала. № 11, 2021 г.

Социальная защита

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «С 15 ноября в республике действует один социальный норматив – бюджет прожиточного минимума»

Оплата труда

«О применении пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744». – Письмо Министерства экономики и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 26-02/8338/1-2-12/2592П

Трудовые отношения

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Разъяснение по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об изменениях в оплате труда руководителей организаций»

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об особенностях регулирования труда с руководителем организации»

Л.В. Булаш. Порядок увольнения работников в связи с ликвидацией организации

Причины, по которым ликвидируются организации, могут быть самыми разными: одни предприятия прекращают свою деятельность добровольно (например, в связи с отказом учредителей от конкретного вида деятельности или наличием у них противоречий, препятствующих продолжению работы), другие – принудительно (например, в связи с нарушением законодательства о ведении бизнеса). В конце концов, и такую причину ликвидации как банкротство тоже никто не отменял. При этом, вне зависимости от причин принятого решения о ликвидации, требования законодательства о труде, предъявляемые к нанимателю, остаются неизменными: они закреплены в Трудовом кодексе Республики Беларусь и ряде нормативных правовых актов, регулирующих сферу трудовых отношений.
Так что же необходимо предпринять нанимателю для того, чтобы соблюсти нормы законодательства при увольнении работников по пункту 1 статьи 42 Трудового кодекса?..

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. Производственный календарь на 2022 год

«Время – деньги!». Каждый из нас, наверняка, не только много раз слышал, но и сам не раз повторял эти слова. Впервые время и деньги уравнял в одной «формуле» известный американский ученый и политик Бенджамин Франклин – в своем сочинении «Совет молодому купцу». Таким образом он недвусмысленно намекнул: время следует беречь, расходовать рационально. Уже не образное, а буквальное значение приобретает это выражение применительно к трудовым отношениям, в рамках которых наниматели с учетом принципов нормирования рабочего времени определяют численность работников, рассчитывают зарплату и в целом организуют контроль за соблюдением норм продолжительности рабочего времени согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс). При этом устанавливаемая ежегодно расчетная норма рабочего времени служит своего рода эталоном, с которым организации сверяются вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Настоящая статья представляет собой производственный календарь на будущий год и содержит сведения о рабочем времени (времени отдыха) и авторские рекомендации и комментарии в части применения на практике некоторых норм законодательства о рабочем времени.

Государственное социальное страхование

Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (окончание)

В заключительной части статьи рассматриваются типичные нарушения, допущенные в части обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление (в частности, нарушения при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет; нарушения при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление и нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение), а также те нарушения, что стали результатом неправильного заполнения и несвоевременного представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования. В центре внимания окажутся, кроме того, вопросы правильности заполнения и своевременности представления отчетности.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Экспресс-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 10, 2021 г.

Актуально

«Хотим, чтобы семейный капитал использовался эффективно и вдумчиво». Интервью с Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь Ириной Анатольевной Костевич

Очередные новшества внесены в программу семейного капитала – соответствующий Указ подписан Президентом Республики Беларусь1. Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина КОСТЕВИЧ рассказала о том, как трансформируется под современные реалии и как влияет на демографическую ситуацию эта мера долгосрочной поддержки семей с детьми, из каких других «кирпичиков» выстраивается системная государственная политика в данной сфере.

«Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии: преимущества и риски нового механизма». Итоги тематического заседания проекта «Экспертная среда» (в пресс-центре БЕЛТА)

С октября 2022 г. белорусы смогут обеспечить себе неплохую прибавку к пенсии: Главой государства подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ № 367). Новый механизм будет работать с финансовой государственной поддержкой. Его преимущества, риски и нюансы обсуждали эксперты во время очередного заседания проекта «Экспертная среда» (в пресс-центре БЕЛТА), посвященного вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии.
Участие в заседании приняли:
– управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН) Юлия БЕРДНИКОВА;
– начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь Сергей ОСЕНКО;
– заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) Владимир ПОЗДНЯКОВ;
– начальник главного управления юридической работы и правового обеспечения Федерации профсоюзов Беларуси Марина ЛАЗАРЬ;
– генеральный директор государственного предприятия «Стравита» Сергей АНДРИЕВИЧ.

«Не выгодна и опасна». Как государственные органы противодействуют «серой» заработной плате

19 октября представители контролирующих органов в ходе пресс-конференции рассказали о том, как в Республике Беларусь организована работа по недопущению и противодействию случаям выплаты заработной платы «в конверте» и о том, как такое, противоправное поведение нанимателей сказывается в дальнейшем на государстве, работниках и самих нанимателях.
В пресс-конференции приняли участие заместитель директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (КГК) Андрей ПРОКОПУК, заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Игорь СКРИННИКОВ, заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Екатерина ЛИХАЧЕВА и др.

Трудовые отношения

Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь. – Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г.
№ 6

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»

Л.В. Булаш. Новое основание увольнения: отсутствие работника в связи с административным арестом (окончание)

В сентябрьском номере «Бюллетеня» мы приступили к рассмотрению предложенного автором алгоритма увольнения работника в связи с его отсутствием на работе по причине отбывания административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей. Это – одно из новых оснований расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, появившееся в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений».
В заключительной части статьи автор предлагает разобраться в том, как, применяя на практике новое основание увольнения, следует проводить служебное расследование и иные действия, предусмотренные главой 14 Трудового кодекса («Дисциплинарная ответственность работников»), осуществлять подготовку и издание приказа об увольнении работника, а также производить с ним окончательный расчет и вносить в трудовую книжку работника запись об увольнении. Кроме того, автор рассматривает также вопросы внесения (при необходимости) в личную карточку работника сведений о его увольнении, передачи личного дела в архив, направления сведений об уволенном работнике, подлежащем воинскому учету, в военный комиссариат и оформления документов по персонифицированному учету (форма ПУ-2).

Трудовые и социальные отпуска

В.И. Юодешко, Е.Н. Иванова. Отпуск отцу (отчиму) при рождении ребенка: тенденции в Беларуси и за рубежом

В 2020 г. вступили в силу изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс), которые закрепили в нем новую статью – статью 186 «Отпуск отцу (отчиму) при рождении ребенка». Согласно ей, наниматель по желанию работника (отца или отчима), в семье которого родился ребенок, обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не более 14 календарных дней. Отцовский отпуск предоставляется единовременно по письменному заявлению в течение 6 месяцев с даты рождения ребенка, то есть такой отпуск не может быть разделен на части или перенесен.
Законодателем допускаются предоставление отпуска и на более длительный срок, а также его отплата, если данные положения предусматриваются коллективным договором или нанимателем.

Государственное социальное страхование

Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Экспресс-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 9, 2021 г.

Актуально

Риски в «конверте»: почему «серые зарплаты» не выгодны ни работнику, ни нанимателю, ни государству
В Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь к «серым зарплатам» отношение однозначное: выигравших не будет. Как пояснил первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Александр Семич, из трех сторон, чьи интересы затрагивает заработная плата в конверте, – государство, работник и наниматель – первые две проигрывают гарантированно, а третья – с большой долей вероятности. И вот почему…

Трудовые отношения

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1» (новая редакция Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих)

Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1» «Введена в действие новая редакция Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих»

В.И. Юодешко, А.Г. Борушко. Дистанционная работа: практика и проблемные аспекты применения в организациях Республики Беларусь
В условиях глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) возникают новые нестандартные (гибкие) формы занятости, призванные отвечать потребностям современного общества. Одной из таких гибких форм занятости является дистанционная работа (занятость)1, уже нашедшая законодательное закрепление во многих странах мира. Наша страна в этом смысле не является исключением: в самом начале 2020 г. в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) определены подходы к регулированию труда работников, выполняющих дистанционную работу (глава 251). Такие меры по развитию гибких форм занятости населения с учетом пандемии COVID-19 оказались весьма своевременными.
С целью оценки масштабов применения дистанционной работы организациями различных форм собственности, размеров и видов экономической деятельности (далее – ВЭД) Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь организовано и проведено социологическое исследование. В выборочном опросе приняло участие 290 организаций.

Л.В. Булаш. Новое основание увольнения: отсутствие работника в связи с административным арестом
Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» скорректированы отдельные нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс). Так, пункт 7 статьи 42 дополнен новыми основаниями увольнения по инициативе нанимателя, которые относятся к однократным грубым нарушениям работником своих трудовых обязанностей, признаваемых таковыми в соответствии с законодательными актами. Наниматели, в частности, получили право расторгать трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия в случаях, когда работник отсутствует на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей. Данная норма закреплена в абзаце третьем пункта 7 статьи 42 Трудового кодекса и действует с 30 июня 2021 г.
Какой же должен применяться порядок увольнения работника по указанному основанию? Первое, что предлагает сделать автор настоящей статьи, анализируя особенности применения новой для Трудового кодекса нормы, – составить своеобразный алгоритм действий нанимателя (последовательность шагов и решений), выполнение которого будет гарантировать соблюдение требований законодательства.

Государственное социальное страхование

Л.И. Капыльская. Уход за больным ребенком: назначаем работнику пособие по временной нетрудоспособности
Вопросы назначения государственных пособий работникам, имеющим детей, в случаях, когда их дети заболевают и требуют ухода (в амбулаторных или стационарных условиях), регулируются на законодательном уровне. К нормативным правовым актам здесь следует отнести, в первую очередь, Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями; далее – Закон № 7-З) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Этим постановлением утверждено, в частности, Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (с изменениями и дополнениями; далее – Положение № 569).

Что же нужно знать при этом нанимателю, который одновременно выступает и в роли плательщика страховых взносов? Вначале проанализируем правовые положения, устанавливающие порядок назначения пособия по временной нетрудоспособности при осуществлении работниками ухода за больными детьми, а затем рассмотрим ряд практических ситуаций.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)  

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. О рабочем времени в IV квартале 2021 года

Налогообложение

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 22 июля 2021 г. № 285 «О налогообложении» (в части подоходного налога с физических лиц)

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «О рассмотрении обращения» (вопросы, возникающие при включении в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на оплату труда работников организации, работающих дистанционно)

Экспресс-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 8, 2021 г.

Актуально

В.В. Мильяненко. У развития есть программа. Определены цель, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития страны
27 июля подписан Указ Президента Республики Беларусь № 292, которым утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (далее – Программа). Документ разработан Правительством Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским городским исполнительным комитетом при участии Национальной академии наук Беларуси и Национального банка, представителей научного и бизнес-сообщества. В нем на ближайшие пять лет определены цель, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития страны, ключевые меры по их реализации, отражены ожидаемые результаты и целевые индикаторы развития отраслей, сфер экономики и регионов.
Программа, как отмечается в документе, направлена на создание предпосылок для роста благосостояния граждан, обеспечение комфортного проживания в каждом регионе страны, развитие человеческого потенциала. При этом базовым условием ее реализации называется устойчивый качественный рост экономики. Можно предположить, что одной из составляющих данного условия является совершенствование отношений в социально-трудовой сфере. В настоящей статье выясним, какие изменения коснутся этой важной для каждого из нас сферы в соответствии с Программой.

Трудовые отношения

И.А. Козлитинова, Н.В. Свирид. Порядок присвоения разрядов и классов водителям автомобилей
К рассмотрению вопросов организации трудовых отношений и оплаты труда водителей автомобилей авторы «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» подступались уже не раз (см. например, «Бюллетень» № 8 за 2020 г.). На страницах издания анализировались различные аспекты тарификации представителей этой популярной в экономике профессии, особенности правового регулирования их рабочего времени, совмещения других профессий рабочих (должностей служащих), а также установления водителям некоторых компенсирующих и стимулирующих выплат. Впрочем, даже по этому перечню видно, что охвачен им далеко не весь круг вопросов, решение которых важно для грамотной и эффективной организации труда водителей автомобилей.
В этот раз в центре внимания экспертов окажется порядок присвоения профессионалам, сидящим за рулем, разрядов и классов.

В.П. Кляуззе. Управление психосоциальными рисками в трудовых коллективах
Международная организация по стандартизации1 опубликовала первый международный стандарт, посвященный психологическому здоровью на рабочем месте – ISO 45003:2021 Occupational health and safety management – Psychological health and safety at work – Guidelines for managing psychosocial risks (Системы менеджмента здоровья и безопасности труда. Психологическое здоровье и безопасность в работе. Руководство по управлению психосоциальными рисками).
В стандарте рассматриваются производственные риски, которые могут повлиять на психологическое здоровье работника. Документ охватывает такие аспекты, как общение в трудовом коллективе и возникающие притеснения, а также помогает найти ответы на вопросы о том, как организовать руководство и в целом культуру на производстве, которые бы благотворно повлияли на психологическое здоровье работников. Этот новый международный стандарт дает простые практические советы в части того, как определить, где возникают психологические риски на производстве и что можно сделать, чтобы смягчить их или устранить.

Государственная статистическая отчетность

Об утверждении формы государственной статистической отчетности 6-т (профессии) «Отчет о заработной плате работников по профессиям и должностям» и указаний по ее заполнению. – Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 30

Пенсионное обеспечение

Пересмотрен порядок оценки сведений о трудовой деятельности и зарплате для назначения пенсий. – Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Персонифицированный учет

Отражение доплаты вместо профессионального пенсионного страхования в формах ПУ-3. – Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Занятость населения

Е.С. Королецкая. Прогнозирование молодежной безработицы и меры по ее регулированию
Говоря о молодежи, мы имеем в виду специфическую социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этими факторами социально-психологических свойств, определяемых общественным строем, типом культуры конкретной страны, а также присущими ей нормами и ценностями, системой воспитания1. В разных странах к молодежи принято относить людей различного возраста. Так, по определению ООН, молодежью принято считать людей, чей возраст находится в интервале 15–24 лет. А в Беларуси к этой категории относятся лица в возрасте от 14 лет до 31 года.
Проводя анализ молодежной безработицы, важно понимать, что в условиях рыночной экономики молодежь относится к уязвимым группам на рынке труда, так как люди такого возраста довольно остро воспринимают меняющиеся на рынке труда отношения спроса и предложения рабочей силы.

Экспресс-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 7, 2021 г.

НИИ труда: 50 лет экспертной работы

А.Г. Фолежинский. Сдельная форма оплаты труда и возможности ее применения современными нанимателями
В современной экономической ситуации внутрифирменные системы заработной платы подвергаются серьезным испытаниям, ощущая на себе воздействие объективных рыночных условий воспроизводства. Как следствие, во многих организациях происходят процессы оптимизации затрат, позволяющие сократить неэффективные и чрезмерные затраты и изменить величину и структуру активной части расходов на оплату труда работников. В такой ситуации, очевидно, проверяется не только эффективность надтарифных элементов заработной платы, но и действенность форм основной заработной платы. Сдельная форма оплаты труда в этом смысле исключением не является: для нанимателей сегодня весьма актуальным является вопрос оценки полезности применения сдельной заработной платы. При этом оценке и анализу подвергаются как способность влиять на мотивационный потенциал работников, увеличение ими добавленной стоимости, так и затраты на обслуживание в организации такой формы оплаты труда.

Ю.И. Шиманская. Новое в квалификационных справочниках. Что изменяется в требованиях к должностям служащих (профессиям рабочих)?
Наименование любой должности служащего (профессии рабочего), имеющейся в штатном расписании организации, должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, а также нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников. Так определено в статье 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс). Под квалификационными справочниками в данном случае понимаются Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Количество выпусков и одного, и другого справочника, устанавливающих отраслевые особенности и требования к должностям служащих (профессиям рабочих), исчисляется десятками, и практически все они время от времени претерпевают изменения: квалификационные требования не стоят на месте, корректируются.
Только за прошлый год и пройденный отрезок нынешнего года Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как государственный регулятор отношений в данной сфере издало ряд нормативных документов, в которых предложены как новые наименования должностей служащих (профессий рабочих), так и новые подходы к определению содержания работ, которые выполняют представители различных должностей и профессий. В настоящем обзоре автор осветит лишь некоторые из произошедших изменений, а именно те из них, которые затрагивают интересы большого числа субъектов рассматриваемых правоотношений.

Т.Б. Петрович. Прогноз потребности экономики в кадрах: что делает систему занятости населения эффективной?
Перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь во многом зависят от создания эффективной системы занятости населения, достижения баланса между количеством выпускаемых специалистов, уровнем их профессиональной подготовки и возможностями трудоустройства. Это обуславливает необходимость создания системы прогнозирования дополнительной потребности экономики Республики Беларусь в кадрах.

Государственное социальное страхование

Д.С. Казакевич, В.И. Ефименко, С.В. Мацулева. Изменения в Инструкцию «О больничных листках»: новое в порядке выдачи и оформления
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 47/33 (далее – постановление № 47/33) внесены изменения в Инструкцию о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1). Постановление № 47/33 вступило в силу с 23 июля 2021 г.
Изменения в Инструкцию № 1/1 направлены на совершенствование правового регулирования отдельных вопросов порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности в связи с необходимостью внесения дополнений, уточнений и разъяснений по некоторым вопросам, в том числе с целью единого толкования установленных норм.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О праве ежеквартальной уплаты в бюджет фонда коммерческими организациями»

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Ко вниманию плательщиков!»

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «К сведению комиссий по назначению пособий»

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Взносы в бюджет фонда социальной защиты населения с выплат участникам студенческих отрядов и их отражение в отчете 4-фонд»

Экспресс-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь   

Краткое содержание журнала. № 6, 2021 г.

Приветственное обращение Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь И.А. Костевич в связи с 50­летием со дня создания Научно­исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Приветственное обращение директора Научно-­исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Т.Н. Мироновой в связи с 50­летием со дня создания Научно­-исследовательского института труда

НИИ труда: 50 лет экспертной работы

Т.Н. Миронова. О Национальной стратегии Республики Беларусь «Активное долголетие–2030»
В 2021 г. началась реализация Национальной стратегии Республики Беларусь «Активное долголетие–2030», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 декабря 2020 г. № 693. Целью принятия этого документа определено создание условий для наиболее полной и эффективной реализации потенциала пожилых граждан, устойчивого повышения качества их жизни посредством системной адаптации государственных и общественных институтов к проблеме старения населения.
Необходимость принятия Национальной стратегии обусловлена, прежде всего, усиливающимися процессами демографического старения населения, то есть ростом численности и доли пожилых граждан.

Л.Ф. Алексеенко. Кадровая диагностика организаций: изучаем особенности и порядок проведения процедуры
Кадровая диагностика – это анализ эффективности использования трудового потенциала работников для достижения установленных заданий по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Процедура кадровой диагностики в Республике Беларусь проводится с 2011 г. Главной целью такой диагностики является оценка соответствия имеющейся численности работников экономическим целям, стоящим перед организациями, и перспективам инновационного развития с помощью инструментов, основанных на нормировании труда.

А.Г. Фолежинский. Применение оценки степени индивидуальной производительности труда (темпа работы) при проведении хронометража
Рассматривая возрастающую роль норм труда в планировании и организации труда в организациях, многие специалисты связывают процесс их разработки с необходимостью корректировки результатов фотохронометражных наблюдений исходя из соотношения фактического и нормативного темпов работы.
Возможность применения в практике хронометража оценки относительной индивидуальной производительности подтверждается многолетним опытом зарубежных промышленно развитых стран. Такая методика используется на эффективно работающих предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь и на многих других предприятиях.

В.П. Кляуззе, Л.К. Сечко. Труд пожилых работников: исследуем аспекты занятости и организации труда, чтобы создать условия для сохранения работоспособности людей старших возрастов
Работодатели предпочитают работников, готовых к высокой интенсивности труда, мобильности, быстрым корректировкам трудового графика и работе в условиях ненормированного рабочего дня. И это, как правило, довольно молодые работники. Вместе с тем, число людей «в возрасте», продолжающих трудиться и в Беларуси, и за пределами нашей страны остается довольно значительным, а потому и проблемы, сопряженные с трудом таких работников, не теряют своей актуальности. Решая подобные проблемы, важно принимать во внимание, что лица старших возрастных групп более требовательны к условиям труда по сравнению с работниками молодого или среднего возраста. Особенности стареющего организма, снижение лабильности (т.е. подвижности, мобильности) многих физиологических функций, изменения, происходящие в нервных центрах, снижение работоспособности организма предполагают разработку и проведение специальных мероприятий по охране труда лиц пожилого возраста. И в целом, решение проблемы использования труда пожилых людей требует создания для них соответствующих условий.

Оплата труда

И.А. Козлитинова. Выбор и моделирование систем оплаты труда работников (окончание)
В заключительной части своей статьи эксперт продолжает рассматривать вопросы применения различных систем оплаты труда работников, имеющихся в распоряжении отечественных нанимателей. На этот раз в центре внимания специалиста оказываются простая комиссионная система оплаты труда, система комиссионных и бонусных выплат, а также система плавающих тарифных ставок (тарифных окладов). Кроме того, автор расскажет о порядке формирования персональных условий оплаты труда (такое право тоже предоставлено нанимателю законодательством) и способах моделирования тарифных сеток при применении тарифной системы оплаты труда. Условные примеры, сопровождающие каждый раздел статьи, посвященный отдельной системе оплаты труда, помогут разобраться в преимуществах рассматриваемых вариантов и, значит, сделать верный выбор при моделировании системы оплаты труда в организации.

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. О рабочем времени в III квартале 2021 года

Трудовые отношения

Ю.И. Шиманская. Совершенствование и актуализация. Внесены изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014­2017 «Занятия» (окончание)
Во второй, заключительной, части статьи рассматриваются изменения, внесенные в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014­2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 33 (далее – ОКРБ 014­2017 «Занятия»), и касающиеся, например, случаев, когда:
– наименования некоторых должностей служащих включены в большее количество начальных групп занятий;
– ранее не содержавшие ни одной профессии рабочего и должности служащего группы занятий теперь наполнены содержанием;
– по отдельным должностям служащих уточнен код квалификационной категории, код выпуска ЕКСД и др.
Напомним, рассматриваемые автором корректировки ОКРБ 014­2017 «Занятия» вступили в силу с 1 мая 2021 г.

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 5, 2021 г.

Оплата труда

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об изменениях в порядке повышения размеров оплаты труда работников в зависимости от роста производительности труда»

И.А. Козлитинова. Выбор и моделирование систем оплаты труда работников
В современных условиях при изменении трудового законодательства, введении терминологии в сфере оплаты труда и отмене ряда нормативных правовых документов рекомендательного и методического характера, регламентировавших прежде вопросы разработки различных систем оплаты труда работников на государственном уровне (гибких систем, комиссионных, коллективных, на основе грейдов и оценки сложности труда и т.д.), специалистам бывает непросто сделать самостоятельно нужные шаги для выбора и построения систем оплаты труда. Настоящая статья как раз и призвана оказать методическую помощь всем, кто столкнулся с подобными трудностями: автор статьи обобщает знания об имеющихся системах оплаты труда и дает базовые рекомендации в отношении их выбора в реальных условиях.

Инструкция о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций государственной ветеринарной службы, а также государственных учреждений, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия (утверждена постановлением Министерства сельcкого хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 5 февраля 2021 г. № 6 «О плановом фонде оплаты труда работников»; извлечение)

Государственное социальное страхование

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Реализация права обратного требования (регресса) органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Представление формы ПУ­6 для исправления ошибок»     

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)
Л.И. Капыльская
А.А. Сивкова
Специалисты Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Трудовые отношения

Ю.И. Шиманская. Совершенствование и актуализация. Внесены изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014­2017 «Занятия»

Экспресс­обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 4, 2021 г.

Оплата труда

Разъяснения об изменениях в оплате труда работников бюджетных организаций с 1 июля 2021 г.
Г.А. Галай. Минимальная заработная плата: некоторые особенности применения минимального социального стандарта в области оплаты труда

В соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со статьями 62, 67, 69 и 70 Трудового кодекса и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.

Вместе с тем, в качестве низшей границы оплаты труда работников наниматель обязан применять такой государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда как минимальная заработная плата (месячная и часовая; далее – МЗП). Данное требование установлено в статье 59 Трудового кодекса. Настоящая статья поможет разобраться в некоторых особенностях применения МЗП с учетом норм действующего законодательства о труде.

Инструкция о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников государственных архивных учреждений и территориальных (городских и районных) архивов местных исполнительных и распорядительных органов (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 12 апреля 2021 г. № 64 «О порядке расчета планового фонда оплаты труда»; извлечение)

Инструкция о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы культуры (утверждена постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы культуры»; извлечение)

Трудовые отношения

Р.И. Филипчик. Материальная ответственность работников: отличительные признаки, условия привлечения и порядок взыскания ущерба

В 2020 г. судами Республики Беларусь было рассмотрено всего 207 290 гражданских дел (с вынесением решения – 176 766 дел). При этом по трудовым спорам с вынесением решения было рассмотрено 5 644 дела, из которых о возмещении материального ущерба, причиненного работниками при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, – 1 994 дела. Важно подчеркнуть: иски по делам о возмещении ущерба в большинстве своем удовлетворяются. Так, в прошлом году были удовлетворены иски по 1 858 делам (отказано в удовлетворении лишь по 136 делам). К взысканию в возмещение ущерба с работников нанимателями была предъявлена сумма равная 13 802 763 руб. С учетом степени вины работников в каждом из рассматривавшихся дел, а также конкретных обстоятельств и материального положения работников суд, руководствуясь положениями статьи 409 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс), в ряде случаев принимал решение об уменьшении размера ущерба. Таким образом, общая сумма, присужденная в пользу нанимателей, за 2020 г. составила 7 232 450 руб.

Как видно, практика применения правовых норм о материальной ответственности и судебная практика рассмотрения дел по данным вопросам являются довольно распространенными. Совершенно очевидно, есть смысл вновь обратиться к тематике материальной ответственности – с учетом всех произошедших в последнее время изменений в законодательстве и изучением примеров того, как подобные дела рассматриваются в суде.

В.И. Степаненко. Аттестация работника: объективно оцениваем работу, анализируем квалификацию, повышаем качество труда

Предлагаемый материал изложен с учетом нормативных правовых актов, определяющих порядок, цели и задачи проведения аттестации руководителей и специалистов, а также аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий.

Статья рекомендована руководителям организаций и ее структурных подразделений, специалистам кадровых служб, предпринимателям и всем, кого интересует данная тема.

Л.В. Булаш. «Обходной лист» в организации: понятие и назначение

При прекращении трудовых отношений в некоторых организациях работники могут столкнуться с требованием о заполнении так называемого «обходного листа», оформление которого является одним из условий увольнения. Однако в трудовом законодательстве мы не найдем такого понятия, как «обходной лист», и тем более в законодательстве никак не закреплена практика работы с таким документом (есть, правда, упоминания о нем в некоторых ведомственных перечнях документов с указанием сроков хранения). Невозможно его найти и в перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (утвержден постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 (с изменениями и дополнениями; далее – Перечень типовых документов)).

И все же. Давайте разберемся, что это такое «обходной лист» и в каких случаях его целесообразно использовать в организациях.

Экспресс-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 3, 2021 г.

Актуально

Изменения в Трудовой кодекс, рост зарплат, партнерство с нанимателем... В Министерстве труда и социальной защиты рассказали о планах на год

В новой пятилетке и, в частности, в этом году Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь продолжит работать над совершенствованием условий труда и качества социального обслуживания, ростом доходов населения. О конкретных мерах перед заседанием итоговой коллегии ведомства рассказала Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич. Она, в частности, подчеркнула, что 2020 г. для системы труда и социальной защиты стал непростым, и, в то же время, отметила самоотверженность работников, которые в условиях сложной эпидемиологической ситуации напряженно трудились, в том числе оберегали в режиме полной изоляции вахтовым методом пожилых граждан и инвалидов от коронавирусной инфекции в стационарных учреждениях. В таком режиме половина домов­-интернатов продолжает работать и сегодня.

Вопросы содействия занятости (итоги онлайн­-конференции)

За последние пять лет в службу занятости страны за содействием в трудоустройстве обратилось около 1 миллиона граждан. Почти 75 % из них впоследствии были трудоустроены.

Как служба занятости помогает найти работу? Кто может обратиться за помощью? Возможно ли обучение или переобучение для ищущих работу?.. На эти и другие вопросы в ходе онлайн­-конференции, организованной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Информационным агентством «БЕЛТА», ответил начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег ТОКУН.

Оплата труда

О разъяснении законодательства. – Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 марта 2021 г. № 1­-1­-21/196-­ЮР

Тарификация и нормирование

Разъяснения к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 октября 2020 г. № 83 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33»

Об утверждении Рекомендаций по межотраслевым нормативам численности работников, занятых организацией труда и заработной платой в коммерческих организациях. – Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 марта 2021 г. № 19

Государственное социальное страхование

Об утверждении Инструкции о порядке обмена электронными документами. – Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 2

Проверяемые вопросы и типичные ошибки: ФСЗН рассказал о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020 г. (окончание)

В заключительной части статьи представлены данные о выявленных (при проведении контрольных мероприятий) Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и его территориальными органами (далее – органы Фонда) нарушениях при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающего ребенка-­инвалида до 18 лет, ошибках в части обоснованности и правильности использования средств на санаторно-­курортное лечение и оздоровление, а также нарушениях при выплате пособия (материальной помощи) на погребение (окончание табл. 2). В таблице 3 обобщены данные о типичных ошибках, которые выявляются при проверке правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т.ч. для целей профессионального пенсионного страхования, а в таблице 4 – о нарушениях в части правильности заполнения и своевременности представления отчетности.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

О взыскании дебиторской задолженности. – Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

«Вниманию плательщиков и застрахованных лиц: внесены изменения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования. – Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. О рабочем времени во II квартале 2021 года

Гигиенические нормативы

В.В. Мильяненко. Гигиенические нормативы: нормы, помогающие сохранить здоровье работников

Тема этой статьи, а вернее информационного обзора, имеет важное значение для всех нас. Ведь условия, в которых мы работаем, самым непосредственным образом отражаются и на нашем здоровье, и на качестве жизни в целом. Но есть люди, для которых знание гигиенических нормативов важно вдвойне. Это – наниматели, то есть руководители организаций, и с ними должностные лица, ответственные за то, чтобы гигиенические нормативы, наряду с иными требованиями законодательства, соблюдались на рабочих местах. Именно их вниманию, в первую очередь, адресована эта статья.

Важно знать: с 6 июня 2021 г. вступит в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов». Оно содержит (и вводит в действие) 31 гигиенический норматив. Установленные в них допустимые, максимальные или минимальные количественные значения и показатели охватывают очень широкий спектр факторов, и далеко не все они касаются напрямую трудовой деятельности (некоторые, к примеру, имеют значение для мест массового отдыха и пр.). Поэтому здесь отобраны, систематизированы и кратко представлены только основные гигиенические нормативы, соблюдение которых требуется в рамках трудовых отношений

Экспресс-­обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 2, 2021 г.

Оплата труда

О порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций. – Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. № 4 (извлечение)

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Административная ответственность

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) дает разъяснения относительно изменений в части ответственности за нарушения порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование (в связи с вступлением в силу с 1 марта 2021 г. нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

В.В. Мильяненко. «Административка» в сфере трудовых отношений: как изменяются нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с 1 марта 2021 г.

Правовое регулирование сферы трудовых отношений обеспечивают Трудовой кодекс Республики Беларусь, постановления Правительства, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и других органов госуправления, в компетенцию которых входят рассматриваемые нами вопросы. Вместе с тем, за практическую реализацию действующих законодательных положений (гарантий и т.д.) отвечают также нормы административного права, устанавливающие меры административной ответственности для случаев, когда требования законодательства не исполняются. И здесь уже главная роль принадлежит Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Совсем скоро вступает в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: он вводится в действие с 1 марта 2021 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93­З. Существенно переработанный кодекс содержит в себе новые нормы и в целом подходы к правовому регулированию сферы административной ответственности. В значительной мере это справедливо и в отношении ответственности за административные правонарушения, допускаемые нанимателями и работниками. Выделим и систематизируем основные новации кодекса.

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Проверяемые вопросы и типичные ошибки: ФСЗН рассказал о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2020 г.

В соответствии с пунктами 8 и 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», и пунктом 18 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) и его территориальными органами (далее – органы Фонда) осуществляется контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

Краткое содержание журнала. № 1, 2021 г.

Актуально

В.В. Мильяненко. «В центре внимания – человек, уровень и качество его жизни». В Беларуси обсуждается проект Программы социально­-экономического развития на 2021–2025 годы

19 января на площадке Министерства экономики Республики Беларусь состоялась пресс­-презентация Основных положений проекта Программы социально­-экономического развития на 2021–2025 годы. Проще говоря, руководители ряда министерств (среди них – и Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич) встретились с представителями республиканских и региональных СМИ, чтобы прокомментировать основные идеи, контуры Программы – в пределах компетенций.

Минимальная зарплата, пенсионные возраст и стаж, условия для многодетных… Краткий обзор изменений в социальной сфере с 1 января 2021 г.

С 1 января 2021 г. в Беларуси вступили в силу некоторые изменения в законодательстве, регулирующем отношения в социальной сфере. Можно говорить о том, что в большей или меньшей мере они затронут практически каждого белоруса. Что это за изменения и какие категории граждан почувствуют их в первую очередь?

Стоп, Covid­-19

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О дополнениях, внесенных в пункт 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»

Налогообложение

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (в части исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц)

Трудовые отношения

Л.Ф. Алексеенко. Профессиональный стандарт в новой модели Национальной системы квалификаций (окончание)

В заключительной части своей статьи автор предлагает заинтересованным специалистам познакомиться с некоторыми вопросами практического применения профессиональных стандартов в организациях, этапами их внедрения, а также особенностями ведения мониторинга результатов, которые достигаются такими шагами.

Л.В. Булаш. Работы сезонные – подходы единые: особенности оформления и регулирования трудовых отношений с сезонными работниками

В большинстве случаев, то есть в самой обычной практике трудовых отношений, с работниками, принимаемыми на работу, заключается контракт или трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор). Впрочем, иногда работник требуется для выполнения работы в течение довольно короткого и вполне определенного промежутка времени – сезона. Для этих случаев в Трудовом кодексе Республики Беларусь предусмотрены специальные нормы, которые обобщены в главу 24 «Особенности регулирования труда сезонных работников».

Можно ли говорить о том, что такие работники – редкость? Вряд ли. Ведь практически каждое время года диктует свой перечень работ, потребность в которых потом отпадает. Скажем сейчас, зимой, в качестве сезонных могут выступать работы на лыжных трассах, предоставление напрокат тюбингов или заготовка новогодних елок. По весне окажутся востребованными, в числе прочих сезонных работ, заготовка березового сока или закрепление откосов каналов и дамб посевом трав. Когда совсем потеплеет, придет время для лесозащитных и противопожарных работ в лесу, а также заготовки и сбора дикорастущих плодов и ягод. Следом за этим рабочие руки понадобятся на предприятиях консервной, овощесушительной и иных отраслей промышленности. Полный перечень подобных работ можно найти в постановлении Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56 (с изменениями и дополнениями). Но и без него понятно, что на протяжении года, в разное его время, многие предприятия сталкиваются с необходимостью найма сезонных работников.

Давайте разберемся, какие же нормы на этот счет имеются в отечественном законодательстве, и какие требования они предъявляют к нанимателю?

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Профессиональное пенсионное страхование

Типичные ошибки, которые допускают страхователи при подаче документов персонифицированного учета по форме ПУ­6

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь