НИИ труда Минтруда и соцзащиты издает ежемесячный журнал «Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», который освещает все вопросы профессиональной деятельности:

  • оплата труда;
  • тарификация труда;
  • нормирование труда;
  • социальное партнерство;
  • гарантии, льготы и компенсации;
  • вопросы занятости;
  • пенсионное обеспечение.


Удобная форма подачи информации:

  • Подборки свежих нормативных документов: все новое вы узнаете первыми;
  • Комментарии специалистов Минтруда и соцзащиты: о самом важном из первых уст;
  • Аналитические публикации: системный анализ профессиональных вопросов;
  • Краткие обзоры нормативных правовых актов: все, что пригодится в работе;
  • Ответы на вопросы: простые и верные решения актуальных проблем.


Подписаться на журнал можно:

  • в любом отделении РУП "Белпочта", подписной индекс 74819, 748192;
  • в каталоге РУП  "Союзпечать", подписной индекс 748192;
  • в редакции журнала "Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь".

На 60 страницах.

Подписка на второе полугодие 2022 г.

 

1 мес. (в т.ч. НДС) 

3 мес. (в т.ч. НДС)

6 мес. (в т.ч. НДС)

Для индивидуальных подписчиков

24,38

73,14

146,97

Для предприятий и организаций

24,55 (4,09)

73,65 (12,27)

147,30 (24,54)

Подписка в редакции

  66,42 (11,07)  132,84 (22,14) 

Скачать счёт-фактуру

Тел. для справок (017) 203 14 42.


Анонс «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 9 (сентябрь) за 2022 г.

Актуально

Вопросы добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии: итоги «прямой линии»

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. № 367
«О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» в стране с 1 октября 2022 г. вводится добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.

В преддверии этого события на вопросы, связанные с реализацией новой страховой программы, в ходе «прямой линии» ответили специалисты Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и страховой компании «Стравита». Так, участниками «прямой линии» стали Екатерина Лихачева, заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, и Елена Тулейко, заместитель генерального директора государственного предприятия «Стравита».

Для «эффективных, результативных и удобных условий труда». Парламентарии рассматривают правки в законы по вопросам трудовых отношений

И сам законопроект «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», и тот факт, что именно с его рассмотрения 20 сентября началась работа девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, указывают на заинтересованность законодателей и органов государственного управления в обеспечении эффективных, результативных и удобных условий труда – как для работников, так и для нанимателей. Такое мнение в ходе первого дня работы Нижней палаты Парламента высказала, в частности, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Ирина Довгало. Как же подкрепляет подготовленный документ этот интерес?

Законопроект депутатскому корпусу представили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду и социальным вопросам Людмила Кананович. Так, в своем докладе Людмила Кананович указала на то, что новые тенденции совершенствования трудового законодательства определяются изменениями, происходящими в настоящее время в экономике, обществе и на рынке труда. Именно современные условия общественного развития подталкивают законодателя к тому, чтобы при корректировке законодательства не только учитывались традиционные и хорошо известные ценности в сфере трудовых отношений (такие, например, как защищенность, справедливость и гарантии), но и усиливались элементы эффективности, гибкости, мобильности и информационности. Данный подход, уверена эксперт, принесет пользу всем заинтересованным участникам процесса – и нанимателям, и работникам, и государству в целом. Именно такой подход и применялся при подготовке законопроекта. Понятно, о его окончательном виде говорить пока рано (впереди – второе чтение в Палате представителей, а также иные этапы работы над документом), но уже сейчас стоит ознакомиться с ним, чтобы понимать характер и глубину предстоящих изменений.

Оплата труда

И.А. Козлитинова, Н.В. Свирид. Простые, надежные, проверенные. Какие наиболее доступные системы оплаты труда работников имеются в распоряжении нанимателей?

Статья 63 Трудового кодекса Республики Беларусь предоставляет нанимателю право устанавливать формы и системы оплаты труда работников на основании коллективного договора, соглашения, а также иных локальных правовых актов и трудового договора. При этом каждый наниматель понимает: выбранная в итоге система оплаты труда должна стимулировать эффективный труд работников организации, способствовать повышению их заинтересованности в конечных результатах труда, а также быть способной гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке труда и в самой организации. Так должно быть в теории, а что же получается на практике?

Авторы настоящей статьи предлагают руководителям и специалистам, к чьей компетенции относятся вопросы организации оплаты труда, разобраться, какие сравнительно простые и проверенные временем «платежные инструменты» имеются в их распоряжении. Ведь «простой» вовсе не означает «плохой»: наоборот, иногда как раз довольно простые системы оплаты труда помогают обеспечить успешное достижение целей, которые наниматели ставят перед собой и трудовым коллективом.

Трудовые отношения

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. О рабочем времени в IV квартале 2022 года

Статья содержит производственный календарь на IV квартал 2022 года при пятидневной и шестидневной рабочих неделях, а также авторские рекомендации по ряду вопросов, касающихся:

– определения расчетной нормы рабочего времени;

– сокращения продолжительности работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню;

– работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни и др.

А.П. Якушева. Как перенести выходной день: семь вопросов для нанимателя

Трудовым кодексом Республики Беларусь, а именно частью седьмой статьи 136 Трудового кодекса, определено, что перенос нанимателем выходного дня, предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), на другую календарную неделю признается их изменением и допускается в порядке, установленном статьями 142 и 143 Трудового кодекса.

Рассмотрим ряд ситуаций (вопросов), с которыми наниматель вполне может столкнуться, принимая решение о переносе выходного дня с соблюдением требований указанной нормы Трудового кодекса.

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 8 (август) за 2022 г.

Оплата труда

А.Г. Фолежинский. Современная премиальная система в коммерческой организации: разрабатываем и внедряем

В экономической практике нередкими являются случаи, когда премиальные выплаты утрачивают свое настоящее значение и служат лишь дополнением к тарифной части заработка, обеспечивая тем самым рыночный уровень оплаты труда и снижение текучести кадров в организации.

В таких случаях и положения о премировании нужны не более чем для формального документирования условий и показателей премирования. Как результат, премиальные выплаты увеличивают расходы на заработную плату и являются обременительными для нанимателя. Поэтому в коммерческих организациях, попавших в сложную экономическую ситуацию, нередко идут по пути уменьшения размеров премиальных выплат или вовсе отменяют их выплату. Нагрузка на этот элемент заработной платы в организации может увеличиваться также на фоне ужесточения конкурентной борьбы, усиления колебаний спроса на рынках товаров и услуг и иных факторов.

Но разве так должно работать премирование?..

Государственное социальное страхование

Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок, контрольных мероприятий, в также мониторингов органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (окончание)

В заключительной части информационного материала рассматриваются вопросы, проверяемые органами Фонда социальной защиты населения, и также типичные нарушения, выявленные в 2021 г. при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов, в части обоснованности и правильности использования средств на выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление. Еще один важный акцент в информационном материале делается на необходимости правильного заполнения и своевременном представлении по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования. Кроме того, рассматриваются вопросы правильности заполнения и своевременности представления отчетности.

Трудовые отношения

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Трудовые и социальные отпуска

Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100. – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2022 г. № 527

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 7 (июль) за 2022 г.

Актуально

Глава государства подписал Закон «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования»

Глава государства Александр Лукашенко подписал Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 193­З «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования». Этот законодательный акт регулирует спектр новых вопросов системы государственного социального страхования.

Закон Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции»: на что обратить внимание?

5 июля 2022 г. на Национальном правовом Интернет-­портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183­З «О правах инвалидов и их социальной интеграции» (далее – Закон № 183­З). Законодательный акт по решению Главы государства вступает в силу (за исключением отдельных положений, которые вступают в силу в разное время в соответствии с его статьей 50) через шесть месяцев после официального опубликования документа – с 6 января 2023 г. Это означает, что у нанимателей есть время для того, чтобы проанализировать нормы нового документа и, при необходимости, внести изменения в локальные правовые акты.

Закон № 183­З является комплексным документом и устанавливает права инвалидов, определяет гарантии осуществления их прав, обеспечения равенства и недискриминации по признаку инвалидности и направлен на улучшение качества жизни инвалидов, создание и обеспечение надлежащих условий для полного и равноправного участия инвалидов в жизни общества, а также на профилактику инвалидности. В настоящей статье назовем только те нормы, которые представляют интерес для нанимателей в рамках трудовых отношений.

Занятость населения

Об установлении брони для приема на работу. – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2022 г. № 475

Постановлением утверждены сразу два положения: Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и Положение о порядке установления брони для трудоустройства выпускников.

Первый документ определяет порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, за исключением выпускников, относящихся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц с особенностями психофизического развития, а второй – порядок установления брони для трудоустройства выпускников, относящихся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.

Государственное социальное страхование

Е.Н. Лосева. Назначение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам лицам, работающим по гражданско-­правовым договорам

Право на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам1 (с изменениями и дополнениями; далее – Положение № 569), имеют лица, работающие или осуществляющие иной вид деятельности, в период осуществления которой на них распространяется государственное социальное страхование и за них уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование.

К указанным в Положении № 569 видам деятельности относится и работа граждан на условиях заключенных с ними гражданско-­правовых договоров, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. При этом назначение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в отношении таких граждан имеет свои особенности. В том, что это за особенности, разберемся на примере ситуаций, которые хоть и являются условными, но вполне могут иметь место в практике работы организаций.

Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок, контрольных мероприятий, в также мониторингов органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Л.И. Капыльская. Уход за больным ребенком: вопросы назначения пособия по временной нетрудоспособности

Порядок назначения пособия по временной нетрудоспособности в случаях, когда в уходе нуждается больной ребенок, имеет свои особенности, установленные действующим законодательством. Так, к примеру, лицам, осуществляющим уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях, такое пособие назначается в размере 100 % среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности. При оказании ребенку медицинской помощи в стационарных условиях для назначения пособия имеет значение возраст ребенка. И это далеко не все нюансы, которые необходимо знать специалистам при назначении пособия по временной нетрудоспособности работникам своих организаций.

Автор настоящей статьи предлагает проанализировать серию условных ситуаций, которые вполне могут произойти в любой организации с работниками, воспитывающими детей. Эти ситуации в чем-­то похожи, а в чем-­то различаются, и потому их анализ и последующее принятие решения о назначении (неназначении) пособия по временной нетрудоспособности в них требуют внимательности и точного применения правовых норм. Итак, сначала ситуации, а потом – их анализ…

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Ведущий рубрики «Точный ответ» предлагает читателям проанализировать подборку ситуаций в сфере государственного социального страхования, в которых плательщиками страховых взносов принимаются верные либо ошибочные решения, и выяснить, в чем конкретно заключаются ошибки в каждом из рассматриваемых случаев

Трудовые отношения

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Социальная поддержка

Оказание материальной помощи к новому учебному году

Ежегодно в преддверии нового учебного года в стране проводится кампания по оказанию семьям помощи в подготовке детей к школе. Такая помощь оказывается путем предоставления единовременной материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, благотворительной помощи, а также помощи по месту работы родителей школьников.

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 6 (июнь) за 2022 г.

Актуально

Особые дети – особая поддержка. Социальные гарантии семьям с детьми с инвалидностью

В Беларуси ежегодно отмечается Международный День защиты детей – 1 июня. Это не только праздник для маленьких граждан, но и напоминание обществу о важности защиты детей и соблюдения их прав.

Особой поддержкой в Беларуси пользуются семьи, воспитывающие детей­-инвалидов. Сегодня таких детей в стране более 36 тысяч. Выстроенная система социальных гарантий и льгот способствует созданию условий для их воспитания в семейной среде.

Поддержка семей с детьми – приоритет социальной политики Республики Беларусь

Дети составляют 20 % от общей численности населения Республики Беларусь: в нашей стране проживает более 1,84 миллиона детей. При этом каждый пятый ребенок воспитывается в многодетной семье.

В республике налажена и стабильно функционирует масштабная система социально-­экономической поддержки семей, воспитывающих детей.

Трудовые и социальные отпуска

Р.И. Филипчик. О некоторых вопросах реализации права на трудовой отпуск

Конституцией Республики Беларусь (далее – Конституция) гарантируется не только право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей), но и право на здоровые и безопасные условия труда, а также право на отдых. Так, в силу положений статьи 43 Конституции для работающих по найму право на отдых обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

В настоящей статье автор рассматривает отдельные вопросы реализации работниками права на отдых, касающиеся предоставления им трудовых отпусков.

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. О рабочем времени в III квартале 2022 года

Статья «О рабочем времени в III квартале 2022 года» содержит производственный календарь на III квартал 2022 года при пятидневной и шестидневной рабочих неделях, а также авторские рекомендации по ряду вопросов, касающихся:

– определения расчетной нормы рабочего времени;

– сокращения продолжительности работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню;

– работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни и др.

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Ведущий рубрики «Точный ответ» предлагает читателям «Бюллетеня» ознакомиться с подборкой ответов на вопросы, которые встречаются в практике работы специалистов, ответственных за организацию отношений в сфере государственного социального страхования.

Социальная защита

Базовые счета. Новая возможность совершать основные банковские операции бесплатно

23 сентября 2021 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания». Данное решение принято для установления минимального социального стандарта бесплатного платежного обслуживания граждан.

Для кого предназначены базовые счета, где их открыть и как использовать?..

Условия труда

Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35. – Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2022 г. № 35

Документом внесены изменения в Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, установленный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 5 (май) за 2022 г.

Актуально

«В целях совершенствования правового регулирования…». В ряд законодательных актов Республики Беларусь внесены изменения

24 мая 2022 г. на Национальном правовом Интернет-­портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 19 мая 2022 г. № 171­З «Об изменении законов» (далее – Закон № 171­З). Этим документом в целый ряд законов страны внесены изменения, призванные привести действующие правовые нормы в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99­З «О защите персональных данных», а также усовершенствовать регулирование правоотношений в сфере защиты прав ребенка, деятельности профессиональных союзов и т.д.

В правоприменительной практике вступление в силу Закона № 171­З  будет иметь значение для большого спектра трудовых и связанных с ними отношений, а именно для реализации права на пенсионное обеспечение, установления ограничений на работу с детьми (а именно ограничений при приеме на работу на должности служащих (профессии рабочих), связанные с осуществлением педагогической деятельности и педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта), использования персональных данных для целей реализации норм законодательства о труде и др.

Трудовые отношения

«Национальная система квалификаций – посредник между рынком труда и системой образования». Итоги тематического круглого стола

Национальная система квалификаций, зародившаяся в 60–80­е годы прошлого столетия, к сегодняшнему дню обрела статус посредника между рынком труда и системой образования. Фактически это тот инструмент, который обеспечивает баланс, согласовывает спрос со стороны рынка труда и предложения со стороны системы образования. Но и сама по себе Национальная система квалификаций состоит из целого ряда инструментов и механизмов, позволяющих выявлять потребности рынка труда и готовить для него квалифицированные кадры, – квалификационных справочников, профессиональных и образовательных стандартов, классификаторов... И, как видно, ключевым понятием в этой системе является именно «квалификация», под которой понимается готовность работников качественно выполнять работу в рамках определенных профессий рабочих и должностей служащих, а также видов трудовой деятельности.

В настоящее время, характеризующееся динамичными изменениями на рынке труда (не только в Республике Беларусь – во всем мире), очевидной является необходимость новых подходов к развитию и совершенствованию Национальной системы квалификаций в нашей стране. Какими могут быть эти подходы, обсуждали эксперты – участники круглого стола «Национальная система квалификаций – посредник между рынком труда и системой образования». Дискуссию, состоявшуюся в пресс-­центре БЕЛТА, вели первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Наталия Павлюченко, ректор УО «Республиканский институт профессионального образования» Валерий Голубовский и начальник информационно­-аналитического центра строительного комплекса РУП «Белстройцентр» Олеся Петропавловская.

С.П. Астрейко, Ю.И. Шиманская. Профессиональный стандарт – новый элемент Национальной системы квалификаций Республики Беларусь

В соответствии со стратегией совершенствования Национальной системы квалификаций Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2018 г. № 764, в Республике Беларусь в настоящее время развернута активная деятельность по разработке и внедрению новых элементов Национальной системы квалификаций. К таким, новым, элементам Национальной системы квалификаций, при этом, следует отнести: секторальные советы квалификаций; секторальные рамки квалификаций; профессиональные стандарты; систему независимой оценки и сертификации квалификаций и др.

В Республике Беларусь созданы и уже функционируют 17 секторальных советов квалификаций при республиканских органах государственного управления. Выполняя целый спектр задач, секторальные советы, как это определено в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. № 36 «Об утверждении типового положения о секторальном совете квалификаций», призваны обеспечить развитие Национальной системы квалификаций и разработку профессиональных стандартов на перспективные и экономически значимые виды деятельности. При этом профессиональный стандарт признается ключевым элементом Национальной системы квалификаций.

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Временная занятость обучающейся молодежи»

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Профессиональное пенсионное страхование

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О ежемесячной доплате к заработной плате застрахованным лицам, занятым в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности»

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Государственное социальное страхование

А.А. Сивкова. Временная нетрудоспособность в связи с заболеванием: определяем период, на который назначается пособие

Одним из основных вопросов для назначения пособия по временной нетрудоспособности является определение периода (количества календарных дней), на который следует назначить рассматриваемое пособие. При этом, весьма вероятно, почти каждый специалист, читающий эти строки, сталкивался с подобными вопросами, или назначая пособие по временной нетрудоспособности в отношении других работников, или в случаях, когда дело касалось его собственной нетрудоспособности.

И действительно, определение периода, на который назначается пособие по временной нетрудоспособности, требует знания целого ряда норм законодательства. Каких именно норм? Автор настоящей статьи подсказывает всем заинтересованным ответ на этот вопрос и одновременно объясняет позицию на условных примерах, которые вполне могут иметь место в практике работы организаций.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 4 (апрель) за 2022 г.

Актуально

С акцентом на социальную поддержку работников. Правительство утвердило комплексный план мероприятий для противодействия санкционным вызовам

В Беларуси принят и реализуется Комплексный план по поддержке экономики (далее – Комплексный план) в условиях санкционного давления: 7 апреля этот документ был утвержден Премьер­-министром Республики Беларусь. Ознакомиться с ним можно на официальном Интернет­-сайте Правительства Республики Беларусь. Комплексный план содержит мероприятия в части стимулирования экспорта, содействия развитию транспортно-­логистических коридоров, стимулирования импортозамещения, создания благоприятной бизнес-­среды и других направлений деятельности органов госуправления, направленных на поддержку экономики. В плане определены сроки реализации вошедших в него мероприятий, а также формы их исполнения и органы государственного управления, ответственные за их реализацию. Так, реализация предусмотренных мероприятий сосредоточена в апреле, но есть и те мероприятия, реализовать которые видится возможным только в среднесрочной перспективе, в течение года.

Отдельным блоком в Комплексном плане выделены мероприятия, направленные на социальную поддержку работников. О том, что это за мероприятия и какой в них закладывается смысл 11 апреля в ходе пресс-­конференции «Меры поддержки экономики в текущих условиях» рассказала первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Наталия Павлюченко.

Оплата труда

И.А. Козлитинова, Н.В. Свирид. Уборщики помещений. Тарификация, нормы труда, системы оплаты труда

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 мая 2021 г. № 36 были внесены изменения в выпуск 1 Единого тарифно­квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33 (с изменениями и дополнениями). Нормами этого документа, действующими с 1 октября 2021 г., предусмотрено, в частности, установление наименования профессии рабочего «Уборщик помещений» вместо ранее действовавшего наименования «Уборщик помещений (производственных, служебных).

Настоящая статья поможет специалистам понять, как происходят тарификация и нормирование труда уборщиков помещений, являющихся, по сути, основными исполнителями работ по санитарному содержанию помещений административных и общественных зданий, а также какие системы оплаты труда при этом могут использоваться. Рассматриваемые вопросы анализируются в статье применительно к работам по уборке служебных помещений и соответственно работникам, выполняющим такие работы.

Трудовые отношения

Л.В. Булаш. Сверхурочная работа: привлекаем работника по нормам законодательства

Даже на фоне всего происходящего организации прибегают к сверхурочной работе. Как правильно это сделать? В настоящей статье автор систематизирует нормы законодательства, регулирующие вопросы привлечения работников к работе сверхурочно. Среди рассматриваемых в ней аспектов – понятие и виды сверхурочной работы, запрет на привлечение к ней отдельных категорий работников, получение согласия от работника, которому наниматель намерен предложить поработать сверх установленной продолжительности рабочего времени, и другие.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Ведущие рубрики «Точный ответ» предлагают читателям ознакомиться с подборкой ответов на вопросы, которые встречаются в практике работы специалистов, ответственных за организацию трудовых отношений.

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Ведущие рубрики «Точный ответ» предлагают читателям ознакомиться с подборкой ответов на вопросы, которые встречаются в практике работы специалистов, ответственных за организацию отношений в сфере государственного социального страхования.

Персонифицированный учет

Правила персонифицированного учета в ФСЗН скорректированы

25 марта 2022 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 166 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Документом внесены изменения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 (с изменениями и дополнениями).

Пенсионное обеспечение

Механизм дополнительной накопительной пенсии: эксперты объясняют, как он будет работать (на популярные вопросы отвечают специалисты Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета)

27 сентября 2021 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Этот законодательный акт, вступающий в силу с 1 октября 2022 г., формирует правовую основу для создания в Республике Беларусь, наряду с системой государственного пенсионного обеспечения, возможности осуществления гражданами дополнительных накоплений – в системе добровольного пенсионного страхования.
В чем же суть предлагаемых нововведений? На популярные вопросы отвечают специалисты Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета.

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 3 (март) за 2022 г.

Трудовые отношения

Т.Н. Миронова, Л.Ф. Алексеенко. Профессиональный стандарт: оценка качества проекта

В целях реализации стратегии совершенствования Национальной системы квалификаций Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2018 г. № 764, разработана Инструкция о порядке оценки проектов профессиональных стандартов (далее – Инструкция). Этот документ утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 ноября 2021 г. № 78 и призван обеспечить соблюдение единых требований к качеству разработки профессиональных стандартов. Еще одна его цель заключается в установлении соответствия структуры и содержания профессиональных стандартов нормативным правовым актам, регламентирующим порядок разработки проектов профессиональных стандартов.

Авторы настоящей статьи продолжают рассматривать тему, начатую в предыдущем номере «Бюллетеня» (см. № 2 за 2022 г.), и предлагают в этот раз детально ознакомиться с положениями Инструкции, чтобы получить полное представление о том, как должна происходить оценка качества подготовленного проекта профессионального стандарта и какие требования при этом должны быть соблюдены.

В.И. Степаненко. Как рождается истина, или О правовом регулировании коллективных трудовых споров

Статья 41 Конституции Республики Беларусь в той ее части, которая содержит гарантию права на труд, не претерпела изменений в новой редакции Основного закона, вступившей в силу с 15 марта 2022 г. Гражданам Республики Беларусь, как и прежде, «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». При этом в статье 7 Трудового кодекса Республики Беларусь прямо указывается на то, что именно Конституция Республики Беларусь, наряду с целым рядом иных актов законодательства и локальных правовых актов, является одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Но что, если в трудовых отношениях между нанимателем и работниками возникают разногласия? Законодательство о труде предусматривает разные возможности для урегулирования таких разногласий, в том числе их разрешение в рамках коллективных трудовых споров. Настоящая статья поможет лучше разобраться в том, что это за правовой механизм и как он работает на практике.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Рабочее время

Ю.Л. Педченец. О рабочем времени во II квартале 2022 года

Информационный материал для тех организаций, которые работают в режиме пятидневной (шестидневной) рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье (воскресенье). Помимо расчетной нормы рабочего времени при полной (40-часовая продолжительность рабочего времени в неделю) и сокращенной продолжительности рабочего времени (35-часовая, 33-часовая, 30-часовая 38,5-часовая продолжительность рабочего времени в неделю), автор статьи дает рекомендации и комментарии в части применения на практике некоторых норм законодательства о рабочем времени.

Государственное социальное страхование

Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О взыскании дебиторской задолженности»

В документе разъясняются некоторые вопросы взыскания недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, которое осуществляется территориальными органами Фонда социальной защиты населения в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

А.А. Сивкова. Оборотная сторона листка нетрудоспособности: особенности оформления при назначении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам

Порядок оформления листка нетрудоспособности регулируется Инструкцией о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (с изменениями и дополнениями).

Лицевая сторона листка нетрудоспособности оформляется выдавшей его организацией здравоохранения. А кто и в каком порядке заполняет оборотную сторону этого документа? Настоящая статья поможет разобраться в поставленном вопросе.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально­-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 2 (февраль) за 2022 г.

Актуально

Итоги и перспективы. Министерство труда и социальной защиты на заседании коллегии проанализировало результаты работы в 2021 году и назвало задачи на текущий год

4 февраля в онлайн­-режиме состоялось итоговое заседание коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В мероприятии приняли участие заместитель Премьер-­министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, заместители председателей облисполкомов и Минского горисполкома, курирующие социальную сферу, председатели комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. К участию в итоговом заседании коллегии были приглашены также депутаты белорусского Парламента, представители республиканских органов государственного управления, руководители отраслевых профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси.

О результатах работы системы Министерства труда и социальной защиты, а также задачах, решить которые предстоит в начавшемся году, участникам итогового заседания коллегии рассказала выступившая с докладом Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич.

Трудовые отношения

Т.Н. Миронова, Л.Ф. Алексеенко, А.Г. Фолежинский. Профессиональный стандарт: новые требования к разработке и утверждению

Как закреплено в законодательстве, нанимателям предоставляется право самостоятельно принимать решения о применении квалификационных (тарифно-­квалификационных) характеристик, содержащихся в выпусках Единого квалификационного справочника должностей служащих и Единого тарифно­-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, либо профессиональных стандартов. И следует сказать, возможностей для использования в такой работе профессиональных стандартов становится все больше. Так, к настоящему времени Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь утвержден 31 профессиональный стандарт, из которых 12 опубликованы, а 19 – находятся на экспертизе в Национальном центре правовой информации Республики Беларусь. Кроме того, утверждение в установленном порядке проходят сейчас еще 10 проектов профессиональных стандартов, а в стадии разработки находится 31 профессиональный стандарт.

Вместе с тем, профессиональные стандарты требуют особых подходов. С целью определения порядка разработки проектов профессиональных стандартов, формирования структуры и содержания их проектов Министерством труда и социальной защиты утверждена соответствующая инструкция (постановление от 8 ноября 2021 г. № 78. Этим же постановлением утверждена Инструкция о порядке оценки качества проектов профессиональных стандартов). Авторы настоящей статьи предлагают подробно остановиться на этих документах и комментируют их содержание.

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Государственное социальное страхование

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Делопроизводство

Л.В. Булаш. Оформление реквизитов документа: как «бумага» обретает юридическую силу (окончание)

В заключительной части статьи рассмотрим правила оформления еще некоторых реквизитов, наличия которых в организационно­-распорядительных документах требует современное законодательство. Примеры, приведенные автором, помогут лучше понять, как именно должно происходить оформление таких элементов документа

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


Содержание «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» № 1 (февраль) за 2022 г.

Актуально

Конституция, которую пишет белорусский народ

20 января Президент Республики Беларусь подписал Указ № 14 «О назначении республиканского референдума» (далее – Указ № 14). В соответствии с этим документом республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь назначен на 27 февраля 2022 г. При этом в Указе № 14 определена формулировка вынесенного на референдум вопроса, которая будет дословно воспроизведена в бюллетене для голосования: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?» Сами изменения и дополнения Конституции прилагаются к Указу № 14

Лента новостей

Государственное социальное страхование

Комментарий к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2021 г. № 129/89 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1»

Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115. – Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2021 г. № 763

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Унифицированные подходы по исчислению обязательных страховых взносов и подоходного налога»

Д.С. Казакевич, В.И. Ефименко, С.В. Мацулева. Листок нетрудоспособности не терпит ошибок. О каких изменениях в нем следует знать

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2021 г. № 129/89 (далее – постановление № 129/89) внесены изменения в Инструкцию о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1).
Что именно изменилось в документе, которым пользуемся, без преувеличения, мы все?

Точный ответ (ответы на вопросы по тематике)

Защита персональных данных

Рекомендации Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» определил единообразные подходы к обработке персональных в самых разных сферах деятельности, в том числе в сфере управления при оформлении трудовых (служебных) отношений, в процессе трудовой деятельности, а также соискателей на трудоустройство. В этой связи Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь подготовил рекомендации (комплекс мер) по недопущению нарушения прав работников, в т.ч. по правильному определению оснований обработки, круга лиц, которые имеют доступ к данным о работнике, сроков хранения персональных данных, исключению обработки избыточных персональных данных. «Бюллетень» предлагает своим читателям ознакомиться с этим документом с тем, чтобы не допускать ошибок при обработке персональных данных.

Социальное партнерство

Генеральное соглашение скорректировано, действие документа продлено

В конце 2021 года сторонами социального партнерства – Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов – было принято решение о продлении срока действия заключенного между ними Генерального соглашения (до 2024 г.) и внесении в этот документ ряда корректировок. Данные корректировки обусловлены необходимостью приведения Генерального соглашения в соответствие с изменениями, которые произошли в законодательстве, регулирующем социально­-трудовую сферу, а также программными документами, принятыми в области социально-­экономического развития на текущую пятилетку. Соответствующее решение было закреплено в Дополнительном соглашении.

Делопроизводство

Л.В. Булаш. Оформление реквизитов документа: как «бумага» обретает юридическую силу

В своей статье автор предлагает специалистам разобраться в порядке и особенностях оформления реквизитов, наличие которых является необходимым при подготовке организационно-распорядительных документов в организациях.

Экспресс­-обзор законодательства

Обзор нормативных правовых актов по вопросам социально-­трудовых отношений, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь


С архивом номеров «Бюллетеня Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» Вы можете ознакомиться по этой ссылке