Энергетика Республики Беларусь является ключевой, жизнеобеспечивающей системой, базовым элементом, гарантирующим целостность и эффективность работы для всех отраслей и субъектов экономики. От энергетической составляющей в значительной степени зависят издержки производства и доходы общества, его материальное благосостояние. Энергетический потенциал экономики и ее энергоэффективность в современном мире являются важными показателями уровня развития государства.

Для государств, имеющих дефицит собственных энергоресурсов, к которым относится и Республика Беларусь, оптимальное развитие и функционирование экономики – одно из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти, всех производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Энергетический потенциал страны должен обеспечить темпы роста экономики в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Республики Беларусь. Поэтому повышение энергоэффективности экономики в целом является одной из приоритетных задач государства.

В 2020 году в Республике Беларусь в двенадцатый раз отмечают Международный день энергосбережения.

Основная цель Дня энергосбережения – привлечь внимание власти и общественности к проблемам рационального использования ресурсов и развития возобновляемых источников энергии, к возможностям энергетики снизить загрязнение окружающей среды. Кроме того, энергосбережение выгодно экономически. Мероприятия по экономии энергоресурсов в два с половиной-три раза дешевле, чем производство и доставка потребителям такого же количества вновь полученной энергии. Тем более что самые простые и элементарные меры энергосбережения доступны каждому и повсеместно могут быть применены в быту.

Повышение эффективного использования энергетических ресурсов – это крайне важные ответные действия, направленные на решение насущных проблем, связанных с изменением климата, экономическим развитием и энергетической безопасностью, с которыми сталкиваются многие страны.

Для повышения энергоэффективности необходимо развивать технологии, рыночные механизмы и государственные меры политики, которые смогут повлиять на миллионы потребителей энергии: от крупных заводов до отдельных граждан. Органы государственного управления, участники процессов по энергосбережению и частный сектор должны объединить усилия, чтобы достичь необходимый масштаб

и своевременность внедрения энергоэффективных мероприятий, необходимых для устойчивого экономического развития.

По последним данным Международного энергетического агентства, фактический показатель энергоемкости ВВП Беларуси составил 0,16 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США (ВВП по паритету покупательной способности и в ценах 2010 года) и снизился по отношению к 1990 году в 3,5 раза. По уровню энергоемкости ВВП Республика Беларусь приблизилась к Финляндии и обогнала Канаду – страны со схожими климатическими условиями. Вместе с тем энергоемкость ВВП в Республике Беларусь остается в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и на 20% выше среднего мирового уровня. Чтобы не допустить роста этого показателя, необходимо планомерно проводить политику энергосбережения, повышения энергоэффективности и вовлечения в топливно-энергетический баланс возобновляемых источников энергии.

Основным инструментом проведения энергосберегающей политики в республике является разработка и реализация программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с 1996 года, разрабатывалась и реализовывалась республиканская программа энергосбережения. В настоящее время это Государственная программа «Энергосбережение» на 2016–2020 годы. Ежегодно за счет реализации таких программ экономится от 5 до 7,7 млн т у.т. Задача на 2016–2020 годы – сэкономить не менее 5 млн т у.т., чтобы с учетом роста ВВП, ввода в эксплуатацию БелАЭС не увеличить энергоемкость ВВП. Для выполнения этих задач экономия достигается по разным направлениям: внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов в производстве; оптимизация схем теплоснабжения; внедрение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения; увеличение использования местных ТЭР; повышение эффективности работы котельных и технологических печей; увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий, сооружений и жилищного фонда. Сюда входят модернизация технологий промышленного сектора, энергоисточников ЖКХ.

В частности, за последние 15 лет в стране введено в эксплуатацию порядка 2,7 тысячи энергоисточников на биотопливе и торфяном топливе. На период 2021–2025 годов в рамках новой государственной программы в сфере энергосбережения предусматривается ввод в эксплуатацию энергоисточников на древесном топливе суммарной

тепловой мощностью порядка 500 МВт, что позволит заместить порядка 200 тыс. т у.т. или 174 млн. куб. м импортируемого природного газа.

В нынешнем году начата реализация международного займа в рамках пятилетнего Проекта по расширению устойчивого энергопользования, который охватит 35 котельных ЖКХ и 249 жилых многоквартирных домов, нуждающихся в тепломодернизации, в Гродненской и Могилевской областях.

Строительство электрифицированного многоквартирного жилья открывает новые возможности использования электроэнергии, которую будет вырабатывать БелАЭС. В этом году в стране должно появиться 135 тыс. м2 жилья, отапливаемого с помощью электричества. При сохранении объема ввода такого жилья на уровне 3,5 тыс. м2 в год и с условием перевода на использование электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жилых зданий, удаленных от СЦТ, прогнозное ежегодное увеличение электропотребления к 2025 году может составить порядка 370 млн кВт·ч в год.

В текущем году – завершающим пятилетие – перед республикой стоят напряженные задачи в сфере энергосбережения: необходимо сэкономить ТЭР в объеме 1,18 млн т у.т., обеспечив получение за период 2016–2020 годы экономии ТЭР в объеме не менее 5 млн т у.т. и снижение энергоемкости ВВП на 0,7 процента к уровню 2015 года; достичь доли местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР не менее 16 процентов.

Ключевым элементом мировой энергетической стратегии последних лет является сокращение и стабилизация производства энергии. Важная роль в этой стратегии принадлежит энергосбережению, как дополнительному весомому источнику энергии. Мировой опыт показывает, что каждые три процента сбереженной энергии могут повысить уровень национального дохода на один процент, давая в результате серьезные макроэкономические выгоды.

Проведение в жизнь энергосберегающей политики позволяет сократить потребление энергоресурсов, повысить энергетическую безопасность страны, уменьшить воздействие на окружающую среду, а значит ослабить нагрузку на государственный бюджет и повысить экономическую эффективность и устойчивость государства.